Синдром Лёша - Нихана
Синдром Лёша — Нихана, или первичная Х-сцепленная гиперурикемия, — редкое заболевание наследственного происхождения. Оно развивается из-за нарушения обмена пуринов и чрезмерного накопления мочевой кислоты в тканях организма.
Клинически установлена взаимосвязь развития этого генетического заболевания с мутациями в гене HPRT1. Оно сопровождается недостатком фермента ГФРТ и чаще всего встречается у мальчиков.
Гиперурикемия характеризуется приступами тяжелой подагры, опасными неврологическими дефицитами и самоповреждающим поведением. Для подтверждения или опровержения диагноза назначается ряд биохимических, генетических сканирований и методик нейровизуализации.
Гиперурикемия относится к неизлечимым генетическим заболеваниям. Для облегчения симптомов проводится симптоматическая терапия. Она включает курс противоподагрических и психотропных препаратов, комплексную нейрореабилитацию, лечебную диету.
Общая информация
Синдром Лёша — Нихана манифестирует в раннем детском возрасте. Диагностируется он редко — примерно у одного из 380 тысяч человек.
Синдром был назван в честь известного педиатра и генетика из Америки Уильяма Нихана и Майкла Лёша, его студента. Именно они впервые описали клиническую картину Х-сцепленной гиперурикемии в 1960-х годах. Она наблюдалась у двух братьев, страдающих тяжелыми приступами подагры, самоагрессии и поражения центральной нервной системы.
Для синдрома Лёша — Нихана характерны двигательные нарушения, схожие с церебральным параличом и моторной дисфункцией, поведенческие и когнитивные расстройства.
Первые признаки заболевания обычно проявляются в возрасте 3–5 месяцев: снижение давления, тонус мышц, тремор. У взрослых пациентов развивается подагрический артрит.
Синдром Лёша — Нихана — болезнь мальчиков. Девочки болеют только в том случае, если получают мутировавший ген и от матери, и от отца. Если у девочки только одна копия дефектного гена, симптомы болезни отсутствуют, но она становится носительницей генетической патологии и в будущем может передать ее своему сыну. У женщин в некоторых случаях синдром Лёша — Нихана сопровождается повышенной концентрацией мочевой кислоты и подагрическим артритом.
Формы заболевания
Различают три формы заболевания по степени дефицита фермента пуринового обмена (ГФРТ):
-
тяжелая форма дефицита (ГФРТ менее 1,5 %) — сопровождается тяжелыми расстройствами, в том числе ярко выраженными неврологическими проявлениями;
-
средняя форма дефицита (в пределах 1,5–8 %) — протекает со смазанной неврологической симптоматикой;
-
легкая форма дефицита (более 8 %) — характеризуется нарушениями выработки мочевой кислоты.
Легкая форма синдрома Лёша — Нихана обычно протекает без выраженных неврологических расстройств.
Причины генетического заболевания
Точная этиология генетического заболевания не установлена. Выраженные симптомы гиперурикемии обусловлены мутированием гена HPRT1, который контролирует выработку фермента ГФРТ и вызывает его тяжелые дефициты. На сегодняшний день медицине известно о 300 мутациях этого гена, что объясняет многообразную симптоматику синдрома Лёша — Нихана.
Из-за дефицита фермента ГФРТ в клетках в чрезмерном количестве накапливаются гуанин и гипоксантин, отвечающие за синтез мочевой кислоты. В результате ее образуется слишком много.
Тяжелые симптомы заболевания возникают из-за повышенной выработки новых пуринов. Этот процесс протекает на фоне нарушенной реутилизации уже существующих пуриновых соединений и негативно влияет на общее состояние пациента.
Симптомы болезни
Клинические проявления синдрома Лёша — Нихана дебютируют в младенческом возрасте. Ребенок начинает отставать в развитии, у него появляются признаки повышенного мышечного тонуса. Развитие его психомоторных навыков замедляется: ребенок не может полноценно улыбаться, держать голову или фокусировать взгляд на чем-либо конкретном.
Родители замечают первые проявления гиперкинеза, состоящего из сочетания медленных и быстрых движений. Более яркая симптоматика заболевания формируется ближе к 12-месячному возрасту.
Двигательные расстройства (медленно прогрессирующие). В вертикальном положении туловище и шея ребенка вытягиваются дугой. В тяжелых случаях он не может самостоятельно двигаться, стоять или сидеть.
Гиперурикемия и гиперурикозурия. Ярко-желтые кристаллы в моче, уратная нефропатия. В тяжелых случаях — камни в почках и почечная недостаточность.
Аутоагрессивное поведение. Пациент, страдающий от синдрома, ведет себя агрессивно по отношению к себе, травмирует свое тело. Агрессию к людям проявляет редко.
Дети с гиперурикемией страдают от выраженных когнитивных нарушений, что значительно усложняет их обучение.
Диагностические мероприятия
При подозрении на синдром Лёша — Нихана родителям ребенка необходимо обратиться за помощью к педиатру или неврологу. Врач осмотрит мальчика, соберет анамнез и оценит степень тяжести клинических признаков.
В обязательном порядке проводится консультация с генетиком, а также назначаются обследования:
-
биохимический анализ крови для определения концентрации мочевой кислоты;
-
анализ мочи;
-
генетическое секвенирование для выявления типичной генной мутации;
-
УЗИ почек и надпочечников для оценки структуры органа и обнаружения камней;
-
КТ или МРТ головного мозга для выявления атрофических изменений в полушариях.
При необходимости пациенту может быть назначена экскреторная урография с контрастом для оценки работы почек и мочевыводящей системы.
Схема терапии
Терапия синдрома Лёша — Нихана подразумевает комплексный подход. Важная часть — специальная лечебная диета, цель которой — ограничение количества пуринов в рационе. Из меню исключают бульоны на основе мяса и рыбы, консервированные и копченые продукты, соленые сорта сыра, шоколад, кофе. Рекомендуется употреблять молочные продукты, свежие и термообработанные овощи, компоты, отвары фруктов и ягод, щелочную минеральную воду.
Медикаментозная терапия при синдроме Лёша — Нихана направлена на снижение выработки мочевой кислоты в организме. Лекарственные препараты назначаются в индивидуальной дозировке. Их нужно принимать длительно.
Основные направления медикаментозной терапии:
-
антиконвульсанты (противосудорожные средства) — уменьшают тремор и выраженность гиперкинеза;
-
нейролептики — предотвращают проявления самоагрессии;
-
антидепрессанты — стабилизируют психоэмоциональное состояние;
-
противоподагрические средства — уменьшают выработку мочевой кислоты.
Пациентам с гиперурикемией нужна максимально безопасная среда, без доступа к острым углам и травмоопасным предметам. В случае серьезных двигательных нарушений рекомендованы специальные инвалидные кресла с широкими фиксирующими ремнями, оберегающими ребенка от нанесения травм самому себе. Желательно надевать на зубы ребенка специальные защитные пластины, потому что такие дети склонны прокусывать губы и язык.
Некоторые пациенты с синдромом Лёша — Нихана сохраняют нормальное речевое развитие и память, а значит, могут учиться. Дети с генетическим нарушением испытывают сложности с концентрацией внимания, поэтому им подойдут коррекционные обучающие программы.
Эффективным дополнением к терапии синдрома Лёша — Нихана считается курс лечебной физкультуры, массажа и физиотерапевтических процедур, которые позволяют корректировать тонус мышц.
Врачи - неврологи 1
невролог, детский невролог
Кандидат медицинских наук Стоимостьприема: 12 000 ₽ Стаж 22 лет Отзывы (13)
-
-
-
Отзывы
-
Татьяна Алексеевна профессионал. Врач с большой буквы. Она хочет помочь каждому пациенту. Я страдаю от синдрома раздражённого кишечника, благодаря Татьяне Алексеевне я чувствую себя хорошо, могу работать, жить. Помимо знания своего дела, она прекрасный человек, к которому хочется приходить снова и снова. Я случайно выбрала её и очень этому рада.
-
Самый хороший врач, что я встречала в своей жизни, вот честно, только она смогла понять мою проблему и назначить правильное лечение, всем советую! Огромная благодарность от меня!
-
Татьяна Алексеевна Виноградова действительно чудесный доктор! Врач от бога. Невероятно знающая, настоящий профессионал, в назначениях которого не пришлось усомниться ни разу! У меня хроническая мигрень, и если бы не Татьяна Алексеевна, я бы страдала от приступов и не могла нормально жить. Наблюдаюсь у нее уже несколько лет и ни за что не обращусь к другому врачу! Помимо досконального знания в профессии, она замечательный человек, после консультации которого у меня неизменно поднимается настроение. Чувствуется, что ей небезразлично состояние ее пациентов, у нее невероятная эмпатия! Доброжелательная, энергичная, светлая! Спасибо Вам, что Вы есть и что Вы так относитесь к своему делу!
-
Другие статьи
Скоро мы с вами свяжемся