Алалия характеризуется грубым недоразвитием или полным отсутствием речи в детском возрасте. Патологическое состояние возникает из-за органических повреждений головного мозга при полной сохранности слуха, отсутствии нарушений интеллекта. Поражаются только корковые речевые центры на этапе внутриутробного развития или на протяжении первых трех лет жизни. Это становится причиной глубокой системной несформированности речевой функции – скудного словарного запаса, аграмматизмов, нарушенной слоговой структуры, аномального звукопроизношения и неправильных фонематических процессов.

Признаки алалии у детей схожи с клиническими проявлениями афазии. Существенным отличием становится то, что последняя манифестирует после овладения ребенком речью, что происходит примерно в трехлетнем возрасте. При алалии же речевые нарушения сильно выражены изначально или дети не говорят совсем из-за органического поражения речевых центров. Патология чаще диагностируется у мальчиков.

Виды алалии

Грубые нарушения речевых функций систематизировались неоднократно. В основе разнообразных классификаций лежат механизмы, проявления, степень тяжести патологии. На сегодняшний момент в логопедической практике применяется такое деление алалии на отдельные группы:

  • экспрессивная (моторная) алалия вызвана ранним органическим поражением головного мозга, включая речедвигательный анализатор;
  • импрессивная (сенсорная) алалия связана с поражением мозга в области речеслухового анализатора;
  • смешанная мотосенсорная или сенсомоторная алалия обусловлена выраженным поражением зон коры, повреждением речевых центров, проявляется комбинацией признаков вышеперечисленных видов речевых расстройств.

При выборе наиболее эффективного метода логопедической коррекции и (или) медикаментозной терапии врач обязательно ориентируется на тип задержки речевого развития.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия у детей – отсутствие речевой активности, вызванное расстройствами слухового восприятия без физиологических нарушений слуха. Неговорящий ребенок не понимает выраженные словами просьбы, обращенные к нему. Сенсорная алалия является редким системным недоразвитием речи, диагностирующимся у одного ребенка из десяти со схожими поражениями коры головного мозга.

Несформированность речевой функции объясняется непониманием речи других людей. При сенсорной алалии говорят о вторичном нарушении подобного недоразвития. Ведь в основе патогенеза лежит расстроившееся фонематическое восприятие, что препятствует пониманию слов окружающих. Сенсорная алалия у детей – это и недоразвитие либо серьезное повреждение речеслухового анализатора. Ребенок слышит звуки, но не способен объединить их в слова.

Причины сенсорной алалии

Сенсорная алалия может возникать по многим причинам, но чаще всего вторичная задержка речевого развития спровоцирована следующими факторами:

  • патологиями беременности, включая гипоксию, алиментарно-трофические нарушения, инфекции, иммунологическую несовместимость;
  • поражениями центральной нервной системы при родоразрешении из-за преждевременного отхождения околоплодных вод, затяжных родов, обвития пуповины;
  • болезнями в раннем постнатальном периоде, включая травмы и опухоли головы, менингоэнцефалиты, инфекционный нейротоксикоз, тяжелые интоксикации.

Известны случаи, когда сенсорная алалия у детей была вызвана употреблением женщиной во время вынашивания беременности алкоголя или наркотических веществ.

Способы диагностики сенсорной алалии

При алалии обязательны неврологическое обследование, осмотр детским логопедом для оценки тяжести речевого дефекта. Информативны и данные инструментальных исследований:

  • акустических стволовых вызванных потенциалов;
  • электроэнцефалографического обследования;
  • магнитно-резонансной томографии головного мозга.

При сенсорных формах алалии диагностика значительно затруднена, так как под ее клинические проявления могут маскироваться другие слухоречевые нарушения и формы общего недоразвития речи (ОНР), а также дизартрия.

Симптомы сенсорной алалии

Независимо от причины задержки развития речевых функций сенсорная алалия у детей проявляется импульсивным поведением, быстрым истощением внимания, нежеланием контактировать с окружающими. При алалии ребенок не понимает обращенную к нему речь, не воспринимает звуки, пытается использовать элементарные словоформы:

  • звуковые подражания;
  • корни;
  • междометия.

Для этой формы алалии характерно неконтролируемое автоматическое повторение слов или фраз, произнесенных другими людьми, бессвязная речь.

Способы коррекции сенсорной алалии

В терапии для устранения симптоматики патологии используется комплексная коррекция:

  • курсовой прием фармакологических средств, которые назначил невролог;
  • логопедические занятия;
  • по показаниям – аудиотерапия.

В лечении алалии у детей обязательно применяется нейрокоррекция, с помощью которой удается переструктурировать нарушенные функции мозга и создать компенсирующие средства для того, чтобы ребенок обрел речевые навыки.

Прогноз, меры профилактики сенсорной алалии

Прогноз при сенсорной алалии отличается сложностью и индивидуальностью. Он достаточно благоприятен при своевременном логопедическом обследовании и грамотных коррекционных занятиях. Если систематическое проведение междисциплинарной психолого-медико-педагогической работы начато рано, то это способствует эффективной компенсации речевых нарушений, предупреждению вторичных отклонений. Удается полноценно интегрировать ребенка в социальную среду, подготовить к школьному обучению.

Профилактические мероприятия направлены на недопущение повреждения коры полушарий головного мозга в перинатальном периоде и в дальнейшем. Рекомендуется тщательно планировать беременность, своевременно лечить все заболевания ребенка.

Моторная алалия

Моторная алалия у детей является первичной несформированностью речи, для которой характерно отсутствие или дефицит устных высказываний. У ребенка также не развита моторика, есть признаки нарушения высших психических функций. В основном дети с моторной алалией несколько заторможены, лишь некоторые из них гиперактивны. Отмечается полная сохранность интеллекта, физического слуха. Периферические речевые органы у детей функционируют нормально, не нарушено понимание речи.

Алалия этого вида обусловлена, прежде всего, определенными двигательными расстройствами, что объясняет скудный словарный запас. У ребенка нет навыков выражения мыслей словами, составления словосочетаний и их применения. Выделяют два вида патологии по локализации очага повреждения в головном мозге:

  • афферентную моторную, при которой поврежден постцентральный участок коры, а ребенок с трудом находит артикуляционные позы, воспроизводит слова и фразы;
  • эфферентную моторную, спровоцированную поражением премоторного участка коры, проявляющуюся с трудом выполняемыми последовательными речевыми движениями, искаженным слоговым составом.

При моторной алалии артикуляционный аппарат сформирован правильно, но вот пользоваться им малышу затруднительно. В головном мозге разорваны связи между отдельными зонами, поэтому на фоне нормальной подвижности органов, ответственных за произношение слов, ребенок неспособен, например, совершать точные движения языком. Даже при сильном желании повторить слова он физически на это мало способен. Переход к фразовой речи может сопровождаться заиканием.

Возможные психические нарушения

При моторной алалии повышена вероятность обнаружения впоследствии различных отклонений в высшей психической деятельности. Многие из них могут стать источником проблем с внедрением ребенка в социум. Психическими проявлениями моторной алалии становятся такие патологические состояния:

  • замедленное течение мыслительных процессов;
  • нарушения памяти, трудности с усвоением полученной информации;
  • ослабленная концентрация внимания, неспособность сосредоточения на выполнении поставленной задачи;
  • недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций.

Один из признаков экспрессивной алалии на раннем этапе развития – бедные речевые реакции, часто полное отсутствие лепета. Позднее для общения дети используют звукоподражание, мимику, жесты, примитивные невнятные слова. Также они отличаются плаксивостью, нарушениями сна и аппетита, у них часто меняется настроение.

Лечение моторной алалии

Коррекция моторной алалии разносторонняя, ведется с участием невролога, нейропсихолога. Полноценное лечение алалии у детей невозможно без логопеда. Он занимается следующими вопросами:

  • стимулирует речевую активность, развивает мотивационный компонент, вызывает речевые реакции, обогащает словарный запас;
  • формирует фразовую речь, развивает диалоговую форму общения, учит преодолевать речевые аграмматизмы;
  • знакомит с грамотой, чтением, развивает связную речь, а вместе с ней и коммуникативные умения;
  • корректирует фонетико-фонематические нарушения.

К выбору методов терапии практикуется индивидуальный подход, так как степень выраженности алалии и сопутствующих психических расстройств различна.

Массаж при алалии

Логопедический массаж особенно эффективен при данной патологии, так как его действие направлено на устранение дефектов владения ребенка речевым аппаратом. Во время проведения сеансов решаются многочисленные задачи:

  • нормализуется тонус гладкомышечной мускулатуры артикуляционного аппарата;
  • снижается влияние мышечной слабости на формирование речи;
  • улучшается артикуляционная моторика;
  • ребенок обучается задействовать в создании речи все мышцы, образующие речевой аппарат;
  • формируется умение координировать движения, которые производят артикуляционные органы.

В процессе массажа логопедом обрабатывается воротниковая зона ребенка с алалией – шея, плечи, верхняя часть спины, крупные мышцы лица. Могут использоваться специальные инструменты – логопедические зонды. Достигнутый эффект подкрепляется артикуляционной гимнастикой. С помощью комплекса упражнений удается обучить ребенка владению мышцами языка, губ, щек, мягкого неба.

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей также является глубоким недоразвитием речевой функции, возникающим в результате одновременного поражения речедвигательного анализатора вместе с речеслуховым. Нарушается способность к произвольному воспроизведению движений, узнаванию предмета по характерному для него звуку. Ребенок не может говорить и понимать чужую речь, ситуация усугубляется аномальной моторикой, ослабленным вниманием, гиперактивностью, однако никаких признаков интеллектуального недоразвития нет.

Диагностика сенсомоторной алалии

Исключительно благодаря мультидисциплинарному подходу врачам удается диагностировать смешанную сенсомоторную алалию. Она может маскироваться под заболевания, для которых характерны речевые и (или) слуховые расстройства. В чем заключается ее диагностика:

  1. Ребенок осматривается детским неврологом с целью изучения перинатальных факторов рисков, психомоторного развития, определения актуального неврологического статуса.
  2. При необходимости применяются инструментальные диагностические методы, из которых наиболее информативны результаты ультразвукового исследования сосудов головы, шеи, электроэнцефалографии, рентгенографии краниовертебрального перехода, магнитно-резонансной томографии.
  3. Ребенка консультирует детский отоларинголог, чтобы оценить его слух.
  4. С маленьким пациентом беседует нейропсихолог, изучающий слухоречевую память и внимание, определяющий артикуляционную апраксию, слуховую агнозию, сохранность психических ресурсов, оценивающий моторную, поведенческую, волевую сферы.
  5. Ребенка консультирует логопед для выявления структурных и симптоматических проблем речевой недостаточности.

Проведение дифференциальной диагностики необходимо для исключения сенсоневральной и кондуктивной тугоухости, аутизма, олигофрении.

Клиническая картина, особенности поведения

Из-за повреждения речевой и слуховой коры головного мозга в словарном запасе детей с алалией ограниченное количество слов. У них также много аутистических черт – это склонность к уединению, стереотипные действия, быстрая утомляемость от попыток общения, вспышки немотивированной на взгляд окружающих агрессии. Выражение желаний и эмоций у здоровых детей сначала осуществляется жестами. Затем они начинают говорить, постепенно усложняя и совершенствуя свою речь. Ребенок с алалией подобным образом не общается. Есть три степени тяжести патологии:

  1. Наличие достаточного большого количества слов в запасе, но они сильно искажаются в процессе произношения.
  2. Наличие только начальных навыков речевого развития.
  3. Полное отсутствие речи.

Возраст на течение патологии влияния не оказывает. Определяющим фактором становится степень тяжести поражения головного мозга.

Коррекция алалии

В лечении активно используются физиотерапевтические методики, лекарственные средства для компенсации обнаруженных расстройств в работе головного мозга. В зависимости от вида и степени тяжести патологии терапия проводится с помощью таких методов:

  • нейропсихологической коррекции;
  • логопедических занятий;
  • артикуляционного массажа;
  • аудиотерапии;
  • ритмотерапии;
  • биоакустической коррекции;
  • физиотерапевтических методов;
  • традиционного массажа при двигательных расстройствах.

В психологической помощи нуждаются дети с нарушением высших психических функций, проблемами в эмоционально-поведенческой сфере.

Домашняя терапия

Чтобы алалия осталась только в анамнезе, обучение должно проходить не только в логопедических центрах, но и дома. Что могут сделать родители:

  • в процессе игр учить ребенка определять предмет по произносимому названию;
  • беседовать с малышом, четко проговаривая звуки;
  • учить буквы, определять предметы, названия которых с них начинаются.

Мотивировать ребенка на обучение чтению и письму помогают книги с яркими иллюстрациями, головоломки, соответствующие возрасту.

Профилактика алалии

Чтобы предупредить детскую алалию, нужно обеспечить все условия для благополучного вынашивания беременности, беспроблемного родоразрешения. Раннее физическое развитие ребенка также способствует правильному становлению речи. А благодаря грамотной коррекционной работе при лечении патологии исключается вторичная интеллектуальная недостаточность.

Прогноз преодоления диагноза

При раннем начале лечения прогноз благоприятный. За счет комплексного характера коррекции, системного воздействия на речевые компоненты начинают правильно формироваться речевые процессы и развиваться психические функции. Особенно хорошо поддается лечению моторная алалия. Насколько эффективной будет терапия сенсорной или сенсомоторной разновидности, зависит от степени органического повреждения головного мозга. При отказе родителей от лечения в надежде на выправление речи в дальнейшем патология сохраняется и иногда становится причиной умственной отсталости.

Преодолеть алалию, помочь ребенку догнать сверстников в речевом развитии и успешно обучаться в обычной школе помогут специалисты клиники «Чудо Доктор». Позвоните или закажите обратный звонок на нашем сайте, чтобы уточнить детали и записаться на консультацию.

Автор

логопед

Стаж 41 лет
+7 (495) 032-15-21

Куликова Александра Анатольевна Куликова Александра Анатольевна Записаться Куликова Александра Анатольевна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (1)
Баранова Марина Викторовна Баранова Марина Викторовна Записаться Баранова Марина Викторовна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 26 лет Отзывы (1)
Лезина Александра Юрьевна Лезина Александра Юрьевна Записаться Лезина Александра Юрьевна

невролог, детский невролог

Врач высшей категории Стоимость
приема:
4 900 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (13)
Виноградова Татьяна Алексеевна Виноградова Татьяна Алексеевна Записаться Виноградова Татьяна Алексеевна

невролог, детский невролог, цефалголог

Кандидат медицинских наук Стоимость
приема:
6 000 ₽
Стаж 20 лет Отзывы (16)

Запишитесь на прием онлайн

Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу

Записаться на прием
Запишитесь на прием онлайн

Отзывы

  • 31 августа 2021

    31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!

  • 02 апреля 2021

    Высокий профессионал своего дела! Умница! Никогда прежде не встречала столь молодых врачей-неврологов высочайшей компетенции! Правильно поставленные диагнозы и грамотно назначенное эффективное лечение и для моего мужа, и для моей мамы. Вся семья в восторге! Спасибо огромное! Теперь мы только к Вам!

  • 29 марта 2021

    Татьяна Алексеевна очень внимательный и компетентный специалист несмотря на свой молодой возраст. А также приятный и располагающий к себе человек. Доверила ей свою деликатную проблему и нисколько не пожалела об этом. Назначенное ей грамотное лечение эффективно помогло мне.

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить