Синдром дефицита внимания (СДВГ) у ребенка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) является одной из основных причин трудностей в обучении, поведенческих нарушений. Гиперактивный ребенок неусидчивый, неспокойный, ему трудно сконцентрировать свое внимание. Родители обязательно должны распознать проблемы в поведении и обратиться к специалистам, которые подберут индивидуальное лечение.

Характеристика болезни

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

У каждого ребенка свой темперамент и характер. Есть дети спокойные и послушные, а есть активные, непоседливые. Порой двигательная гиперактивность и импульсивность являются не особенностью ребенка, а заболеванием. Речь идет о СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство, проявляющееся неврологическими и поведенческими нарушениями, которые требуют коррекции. Ребенок не в состоянии самостоятельно контролировать повышенную физическую и умственную активность, поскольку в головном мозге над торможением преобладают процессы возбуждения.

Согласно статистике, синдром гиперактивности и дефицита внимания диагностируют у 5–10% детей и только у 3–5% взрослых. Чаще СДВГ встречается у мальчиков.

Наиболее выражены проявления гиперактивности в возрасте 5–12 лет, хотя первые симптомы, как правило, появляются в 2–3 года. Рассеянность, неусидчивость, импульсивность значительно влияют на обучаемость, обработку и удержание информации в памяти, на социальную адаптацию. Если вовремя не начать лечение, то во взрослой жизни у человека могут появиться психические расстройства, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. При своевременной терапии СДВГ негативные последствия неврологического нарушения будут отсутствовать.

Синдром гиперактивности классифицируют как «Нарушение активности и внимания», код по МКБ-10 – F90.0. Болезнь находится в компетенции педиатра, детского психолога, психиатра и невролога. СДВГ может сочетаться с задержкой психоречевого развития. В таком случае в лечении обязательно участвует логопед.

Причины заболевания

На сегодня не существует единого мнения, почему появляется дефицит внимания у детей. Есть несколько версий происхождения СДВГ:

  • наследственная предрасположенность, наличие в семье психиатрических нарушений;
  • генетические мутации, влияющие на выработку дофамина;
  • нарушение обмена нейромедиаторов (дофамина, серотонина, норадреналина), которые отвечают за регуляцию процессов возбуждения и торможения;
  • неблагоприятная психоэмоциональная обстановка в семье, например, частые конфликты, алкогольная или наркотическая зависимость у родителей;
  • психологические детские травмы, включая дефицит материнской любви или, наоборот, чрезмерную родительскую опеку;
  • органические повреждения ЦНС, нарушение строения или функционирования головного мозга вследствие гипоксии, патологий беременности, родовых травм, тяжелых инфекционных заболеваний, перенесенных в первые годы жизни;
  • нехватка массы тела при рождении, недоношенность;
  • порок сердца, сердечная недостаточность;
  • несбалансированное питание, которое приводит к дефициту белков, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, витаминов группы В, магния, железа, других микро- и макроэлементов;
  • интоксикация организма нейротоксинами, к которым относятся свинец, мышьяк, ртуть и другие.

Появление признаков гиперактивности связано с сочетанием биологических, психологических и социальных факторов.

Классификация

В зависимости от преобладающих симптомов СДВГ, выделяют следующие виды патологии:

  1. С преобладанием дефицита внимания. Часто встречается у девочек. Синдром рассеянного внимания сопровождается такими симптомами: забывчивость, невозможность сконцентрироваться, рассеянность, мечтательность, потеря вещей. У родителей может возникнуть ощущение, что их ребенок витает в облаках. Из-за симптомов невнимательности дети часто делают ошибки на уроках, быстро устают от учебы, долго выполняют домашние задания, что влияет на их успеваемость в школе.
  2. С гиперактивным поведением. Данный вид достаточно редкий. Основными проявлениями СДВГ являются неусидчивость, нетерпеливость, непереносимость монотонной работы, двигательная гиперактивность ребенка. Такие дети очень активные, им не интересны спокойные виды деятельности, они коммуникабельные, общительные, порой чрезмерно. В тяжелых случаях возникают симптомы импульсивности. Ребенок проявляет агрессию, несдержанность, часто конфликтует и дерется со сверстниками.
  3. Смешанный. Синдром дефицита внимания у ребенка сочетается с гиперактивностью. Этот вид СДВГ наиболее часто встречается у детей школьного возраста. Признаки дефицита внимания, импульсивности и гиперактивности выражены в одинаковой степени.

Симптомы СДВГ влияют на формирование характера. Терапию подбирает доктор с учетом преобладающих признаков.

Симптомы СДВГ

Поскольку СДВГ у ребенка часто связан с генетическими нарушениями и органическими патологиями ЦНС, первые признаки можно заметить в раннем возрасте:

  • у малыша беспокойный сон, он спит меньше, чем положено по возрастным нормам;
  • перед засыпанием ребенок плачет и капризничает, ночью вздрагивает;
  • младенец начал рано держать головку, сидеть и ходить;
  • у ребенка повышенный мышечный тонус;
  • не редкость истерики, ярко выражена негативная реакция на незнакомых людей, на смену обстановки;
  • малыш не умеет играть спокойно, ему нравятся шумные и подвижные игры;
  • у ребенка очень быстро пропадает интерес к новой игрушке, даже если она желанная.

Малыш может перерасти эти проявления, и тогда его психоэмоциональное состояние стабилизируется. Если же симптомы сохраняются до 3–4 лет, то к ним присоединяются новые признаки.

У детей дошкольного и школьного возраста СДВГ включает такие особенности:

  • неспособность длительное время сосредотачивать свое внимание на одном занятии, что приводит к нарушению обучения;
  • частые ошибки, утрата вещей;
  • плохая усидчивость, желание постоянно находиться в движении;
  • быстрый темп речи;
  • рассеянность, невнимательность, забывчивость, из-за которых у людей вокруг может складываться впечатление, что ребенок их не слушает;
  • плохая память, проблемы с заучиванием стихов;
  • отсутствие дружественных связей со сверстниками;
  • импульсивность, на фоне которой ребенок совершает необдуманные поступки, не может дождаться своей очереди;
  • частая смена настроения;
  • болтливость;
  • отсутствие реакции на просьбы, непослушание;
  • нарушение правил, неспособность следовать инструкциям, недисциплинированность, неорганизованность;
  • отсутствие тактичности в общении со старшими.

Признаком СДВГ может стать то, что ребенок отвлекается на малейший шорох, он не может довести начатое дело до конца, поскольку быстро теряет интерес. Малышу нужно постоянно двигаться, он как «заведенный», пытается куда-то залезть, не может спокойно сидеть на уроке, поэтому может встать и ходить по классу. Ребенок часто перебивает собеседника, не дослушивает вопросы до конца, вмешивается в чужие дела, берет игрушки без разрешения.

Гиперактивность, рассеянное внимание у ребенка могут дополняться неврологическими и другими нарушениями:

  • спазмы, судороги;
  • нервные тики;
  • речевые нарушения, заикание;
  • расстройство пищеварения в виде диареи;
  • аллергические реакции;
  • низкий иммунитет;
  • расстройство функций мочевыделительной системы;
  • повышенная тревожность;
  • заниженная самооценка, комплексы;
  • депрессивное состояние.

Только врач может определить, является поведение ребенка вариантом нормы или нет, поскольку отдельные признаки могут появляться даже у здоровых людей. При первых изменениях в характере или во взаимодействии с окружающими необходимо обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и, если заподозрит синдром недостатка внимания, выдаст направление на обследование.

Диагностика

Диагноз СДВГ ставят при наличии не менее шести симптомов невнимательности или гиперактивности, которые сохраняются на протяжении полугода. При первичном обращении в больницу ребенку назначают наблюдение и обследование.

Диагностика СДВГ включает:

  • опрос, получение информации от родителей и педагогов;
  • неврологическое тестирование;
  • проведение психологических тестов;
  • оценку навыков обучения;
  • наблюдение;
  • электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • ультразвуковую допплерографию (УЗДГ);
  • МРТ головного мозга (у детей с СДВГ зачастую обнаруживают изменения в корково-подкорковых долях лобной области);
  • лабораторные исследования.

Обследованием занимаются педиатр, невролог и психолог. Для правильного подбора терапии диагностику СДВГ дополняют консультацией других узкопрофильных специалистов: эндокринолога, эпилептолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога. Признаки синдрома имеют схожесть с другими заболеваниями, например, гипертиреозом, эпилепсией, психическими расстройствами и даже педагогической запущенностью.

Лечение

Лечение СДВГ у детей должно быть комплексным, требует немалых усилий и терпения от родителей, поддержки окружения (воспитателей, школьных психологов). Терапия подбирается врачом индивидуально в зависимости от наличия сопутствующих заболеваний, которые могли стать причиной синдрома или усугубляют его симптоматику.

Комплекс лечебных мероприятий может включать:

  • лекарственные препараты, которые улучшают работу головного мозга, когнитивные способности, устраняют раздражительность и тревожность;
  • лечебную физкультуру для коррекции двигательной активности;
  • физиотерапевтические процедуры – массаж, магнитотерапию, электрофорез;
  • логопедическую и педагогическую коррекцию;
  • психотерапию – когнитивно-поведенческие приемы, арт-терапию, игровую терапию.

На выздоровление ребенка существенно влияют домашняя обстановка, питание, физическая активность, режим дня, качество сна.

Осложнения и последствия синдрома дефицита внимания

В детских коллективах гиперактивные дети часто имеют худшую успеваемость, чем остальные. Несобранность, неспособность сконцентрироваться на теме занятий мешают им полноценно усваивать материал, выполнять школьные задания. Воспитатели и учителя автоматически могут зачислить их в ряды неуспевающих. Интеллект при синдроме дефицита внимания, как правило, сохранен. Но проблемы с учебой могут быть актуальными даже во взрослом возрасте, во время обучения в колледжах и вузах.

Подростки, которые страдают расстройством внимания, часто склонны к повышенной агрессии. Асоциальные наклонности, плохая успеваемость у таких молодых людей сочетается с повышенной конфликтностью в школе и в семье. Нередко у гиперактивных подростков наблюдается зависимость от алкоголя, психоактивных веществ. Им трудно выстроить полноценные доверительные отношения, найти настоящих друзей. Молодые люди склонны часто менять половых партнеров.

В старших классах школы повышенная сексуальная активность вообще может заменить собой расторможенность. К сожалению, большая часть подростков, вовлеченных в порноиндустрию, приходят туда по своему желанию.

Как отличить дефицит внимания от патологий со схожими симптомами?

В детской неврологии и психиатрии выделяют несколько заболеваний, которые по клинической картине напоминают синдром дефицита внимания. Главные из них – неврозы и шизофрения.

Неврозы

Отличить гиперактивного ребенка от ребенка с невротической реакцией можно по следующим признакам:

  1. Неврозы развиваются, как правило, не ранее младшего школьного возраста. Часто к невротическим реакциям склонны подростки в старших классах. Синдром дефицита внимания, в свою очередь, дебютирует в младшем возрасте.
  2. Появление невроза обусловлено сочетанием двух обстоятельств: внутренних и внешних. К внешним провоцирующим факторам относятся непростые отношения ребенка с членами семьи, одноклассниками, учителями, утрата близкого человека, отсутствие достаточного тепла от матери. Внутренними предрасполагающими причинами служат особые черты характера. К неврозам склонны дети с истероидными и тревожно-мнительными чертами.
  3. Нарушения в поведении при неврозах возникают в определенных условиях. Например, невротические реакции могут возникать в связи с предстоящим ответственным соревнованием, выступлением или экзаменом. Также беспокойство и невнимательность могут усилиться после пребывания ребенка дома в течение нескольких дней. Симптомы могут усугубляться в результате контакта с кем-то из близких.

Неврозы бывают хроническими, но чаще после разрешения провоцирующей ситуации симптомы невротической реакции стихают. В то время как дефицит внимания – патология, склонная к хроническому течению.

Шизофрения

Шизофрения представляет собой заболевание, которое проявляется расстройством поведения, эмоций, познавательных способностей. Для шизофрении также характерно нарушение адекватного восприятия реальности и проблемы социальных отношений.

Проявления шизофрении могут напоминать симптомы дефицита внимания. Но ребенка с данным психическим заболеванием можно отличить по следующим признакам:

  1. Родители замечают особенности в поведении ребенка не с младенчества, а гораздо позже. Как правило, у детей шизофрения развивается в 5–6 лет или позже – в подростковом периоде.
  2. В связи со своим поведением ребенок становится странным, и это заметно невооруженным взглядом.
  3. Дети с шизофренией испытывают серьезные проблемы в общении со сверстниками – они не участвуют в коллективных играх, не состоят в компаниях.
  4. Для ребенка с данной патологией характерны бесцельные, нередко монотонные, действия. Например, это может быть подпрыгивание или хлопки.
  5. На занятиях в школе такие дети могут показывать противоречивые результаты: например, не справиться с простой задачей на логику, но считать в уме трехзначные цифры.
  6. Необычное поведение возникает приступообразно. На фоне спокойствия ребенок становится возбужденным, чрезмерно болтливым, дурашливым.
  7. Соблюдение школьной дисциплины – крайне трудная задача для ребенка с шизофренией.
  8. Дети могут избегать прямого взгляда, дистанцироваться от собеседника, или, напротив, нарушать личные границы, подходить очень близко.

Следует помнить, что синдром дефицита внимания у ребенка хорошо поддается коррекции. Шизофрения же – серьезная психическая болезнь, которая требует приема специальных препаратов.

Советы родителям и педагогам

Ребенку с синдромом дефицита внимания нужна помощь специалиста уже при появлении первых проявлений заболевания. Не стоит доводить нервную систему до истощения – это может спровоцировать сопутствующие психологические проблемы. Квалифицированные детские неврологи знают, как лечить синдром и помогут ребенку вернуться к нормальной жизни.

Советы родителям

Родители как никто другой знают своего ребенка. Но иногда им бывает трудно понять, как себя вести для того, чтоб избежать перевозбуждения и истерик. Перечислим несколько советов для мам и пап детей с синдромом рассеянного внимания:

  1. Четко следовать распорядку дня. Это пункт требует определенной дисциплины и собранности и со стороны родителей. Исключений и послаблений быть не может – гиперактивному ребенку хорошо, когда он изо дня в день выполняет определенные действия в обозначенное время. Если у него хорошо получается следовать режиму, хвалите его, но в случае неудач – не ругайте, а помогите.
  2. По возможности стоит свести до минимума случаи посещения с ребенком мест массового скопления людей (крупные магазины, городские мероприятия).
  3. Легче всего перевозбуждается уставший ребенок. Поэтому во время занятий необходимо каждые 20 минут обеспечить ему отдых, иначе снижение концентрации неизбежно. Надо быть готовыми к тому, что уроки (по крайней мере, в младшей школе) придется делать вместе с ребенком. При этом излишние подсказки не нужны: задачей родителя является контроль за выполнением заданий без переключения внимания.
  4. Хвалите своего ребенка! Похвала от самых близких людей придает уверенности в себе! Причина для похвалы может быть любой, пусть и не самой выдающейся.

Советы педагогам

Детям, имеющим синдром дефицита внимания, крайне сложно усвоить стандартную программу без индивидуального подхода к ним со стороны педагогов. Для успешного обучения таких детей учителям следует учитывать несколько особенностей:

  1. Гиперактивному ребенку нужен четкий план предстоящей работы. Еще лучше, если на каждую часть выделяется определенное время, а сами они разделены звуковым сигналом.
  2. Необходимо предоставить ребенку право попросить помощи. Для этого ученика лучше посадить за первую парту, чтоб иметь возможность время от времени поправлять и направлять его.
  3. При возможности будет полезным время от времени хвалить и поощрять ученика.
  4. Ребенку с рассеянным вниманием важно почувствовать ответственность и дисциплину. Можно доверять ему мелкие несложные задания, привлекать к общественной жизни школы.
  5. Важно устраивать подвижные 5-минутки в середине урока (для младших школьников).
  6. Учителю, особенно классному руководителю, необходимо быть на связи с родителями ребенка. Часто именно педагог, который видит, как занимается ученик, первым может забить тревогу и обратить внимание на необходимость обращения к специалисту.

Лечебное питание, фитотерапия при синдроме рассеянного внимания

При составлении рациона для ребенка, который страдает расстройством, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Сладости могут усиливать возбуждение. Поэтому по возможности их стоит максимально заменить сухофруктами и орешками.
  2. Питание должно быть богато витаминами и микроэлементами. Особенно важны витамин С, группы В, фолиевая кислота, цинк, магний, калий. Эти вещества содержатся в хлебе цельнозерновых сортов, овсянке, яйцах, рыбе и морепродуктах, зелени, абрикосах.
  3. Различные БАДы и поливитамины можно давать ребенку только после консультации с врачом.

Если ребенок переносит эфирные масла, можно 2 раза в день растирать ими запястья и голеностопы. Также эффективны ванны с мятой, пустырником, зверобоем, шалфеем. Конкретные масла и дозировки трав для ванн подбирает лечащий врач или фитотерапевт.

Прогноз и профилактика

Самые ранние проявления синдрома можно заметить в возрасте до трех лет, включая период младенчества, поэтому необходимо быть предельно внимательным к состоянию ребенка и при первых расстройствах поведения обращаться к врачу. Современная и правильная коррекция СДВГ позволяет значительно улучшить качество жизни гиперактивных детей, помогает выстроить гармоничные взаимоотношения с окружающими, скорректировать свое поведение, научиться контролировать эмоции. В целом прогноз благоприятный.

При отсутствии терапии состояние в подростковом или взрослом возрасте усугубляется. Возрастает вероятность психических расстройств, снижения интеллектуальных способностей на фоне проблем с обучаемостью, возникновения социальной отгороженности, алкогольной, наркотической и игровой зависимости.

Профилактика нарушения поведения и невнимательности сводится к устранению причины СДВГ, а именно:

  • во время беременности нужно правильно питаться, отказаться от вредных привычек, приема медикаментов;
  • важно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в семье, ограждать ребенка от тяжелых эмоциональных и умственных нагрузок в школе, дома;
  • ограничить времяпрепровождение с гаджетами;
  • соблюдать четкий режим дня, составить сбалансированный рацион;
  • не применять грубый тон, крик и критику в отношении ребенка.

Советы родителям

Лечение СДВГ нужно начинать до возникновения сопутствующих психологических проблем, а не в тот момент, когда нервная система и психика ребенка истощатся. Квалифицированные специалисты знают, как лечить синдром дефицита внимания и гиперактивности и помогут юному пациенту вернуться к нормальной жизни.

Помните: наиболее успешна терапия, начатая в дошкольном возрасте. Поэтому в случае появления отклонений в поведении ребенка обратитесь в клинику «Чудо Доктор» в Москве за помощью. На консультацию к детскому специалисту можно попасть в удобное время, заполнив форму на сайте или связавшись с нашими менеджерами по телефону.

Автор

невролог, детский невролог, цефалголог

Кандидат медицинских наук
Стаж 20 лет
+7 (495) 032-15-21

Лезина Александра Юрьевна Лезина Александра Юрьевна Записаться Лезина Александра Юрьевна

невролог, детский невролог

Врач высшей категории Стоимость
приема:
4 900 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (13)
Виноградова Татьяна Алексеевна Виноградова Татьяна Алексеевна Записаться Виноградова Татьяна Алексеевна

невролог, детский невролог, цефалголог

Кандидат медицинских наук Стоимость
приема:
6 000 ₽
Стаж 20 лет Отзывы (16)

Запишитесь на прием онлайн

Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу

Записаться на прием
Запишитесь на прием онлайн

Отзывы

  • 31 августа 2021

    31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!

  • 02 апреля 2021

    Высокий профессионал своего дела! Умница! Никогда прежде не встречала столь молодых врачей-неврологов высочайшей компетенции! Правильно поставленные диагнозы и грамотно назначенное эффективное лечение и для моего мужа, и для моей мамы. Вся семья в восторге! Спасибо огромное! Теперь мы только к Вам!

  • 29 марта 2021

    Татьяна Алексеевна очень внимательный и компетентный специалист несмотря на свой молодой возраст. А также приятный и располагающий к себе человек. Доверила ей свою деликатную проблему и нисколько не пожалела об этом. Назначенное ей грамотное лечение эффективно помогло мне.

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить