Невроз у ребенка – комплексное название группы нервно-психических расстройств, развивающихся из-за каких-либо психотравмирующих обстоятельств и являющихся серьезной проблемой педиатрии и психиатрии. Термин сочетает в себе множество явлений, связанных с функционированием центрального и автономного отделов нервной системы.

Несмотря на то, что состояние невроза обратимое, оно может стать серьезной проблемой. Его проявления имеют тенденцию к нарастанию и усилению, мешая ребенку вести нормальную жизнедеятельность. И вместе с этим при отсутствии ранней диагностики и лечения он может привести к серьезным последствиям, вплоть до угрозы жизни.

Первоисточники развития невроза у ребенка

Заболевание может быть спровоцировано множеством факторов, которые разделяют на 3 группы:

  • социальные;
  • биологические;
  • общеистощающие.

Невроз на фоне социальных причин включает 3 подтипа этиологических факторов:

  1. Психологические – могут иметь вид эмоциональной изоляции ребенка, когда основное внимание взрослых уделяется младшим детям, отсутствия последовательности в воспитательном стиле, наличия вредных привычек, повышенной конфликтности или неправильной расстановки ролей у родителей.
  2. Культурные – сопряжены с проживанием в крупных населенных пунктах, с быстрым темпом жизни или сложными взаимоотношениями в коллективе в саду или школе, что оказывает давление на ребенка и вызывает дискомфорт.
  3. Экономические – связаны с проживанием в неполной семье, неудовлетворительными бытовыми условиями, с ранним направлением ребенка в сад или ясли (ранняя сепарация от матери).

Среди биологических первопричин, провоцирующих невротические реакции у детей:

  • тяжело протекающая беременность или возникновение осложнений во время родов;
  • нестабильная нервная система;
  • наличие генетически обусловленных или личных особенностей структуры и функционирования психики;
  • нарушения здоровья на физическом уровне;
  • церебральная недостаточность, имеющая органическую природу.

Общеистощающие факторы представлены:

  • состоянием хронической усталости;
  • длительным или частым дефицитом сна;
  • чрезмерными интеллектуальными или физическими нагрузками;
  • воздействием тяжелого стресса (гибель члена семьи, аварии и подобные травматические события).

Основа патогенеза

Невроз у ребенка в патофизиологии своего развития опирается на дисбаланс между возбуждением и торможением нервной системы. У детей первичная реакция ЦНС – возбуждение, происходящее в ответ на триггерный фактор. При продолжительном, частом или чрезмерном действии раздражителя происходит истощение нервной системы и смена реакции на торможение. В итоге полностью перестраивается психическая реактивность, что вызывает последовательное возникновение неврологических и соматических нарушений.

Также дезорганизация нейропсихического состояния с исходом в невротические реакции может быть сопряжена с внутренними проблемами. Когда ребенок ощущает внешнее давление или сталкивается с внутренним конфликтом, он может взять на себя несвойственную или противоречащую собственной личности роль, что вызывает неадекватное реагирование на различные ситуации со стороны нервной системы.

Классификационные подходы

Первостепенно неврозы классифицируются на 2 большие группы:

  1. Общие – обладающие широким спектром симптомов, включая неспецифические признаки болезни.
  2. Системные – имеющие ключевой симптом, указывающий на характер патологии.

Каждая из этих групп имеет внутреннюю классификацию. Общие неврозы делятся на 6 подтипов в соответствии с причинами появления:

  1. Неврастения – формируется на основании психологического конфликта, когда у ребенка длительное время сохраняется состояние перенапряжения из-за ощущения несоответствия возможностей и навыков с требованиями родителей или его самого.
  2. Истерический невроз – возникает в результате внушаемости и повышенной эмоциональной восприимчивости по отношению к раздражителям извне.
  3. Невроз страха – связан с чрезмерной эмоциональной ранимостью и беспокойством на фоне неуверенности в себе или при гиперопеке родителей.
  4. Депрессивный невроз – формируется из-за биохимических изменений, происходящих в организме под влиянием личностных особенностей и воздействия окружающей среды.
  5. Ипохондрический невроз – основывается на чрезмерной фиксации внимания на состоянии собственного здоровья.
  6. Невроз навязчивых состояний – провоцируется возникновением конфликта между внутренними желаниями и принципами или обязанностями.

Невротические реакции системной группы состоят из 4 форм:

  1. Энурез – заключается в нарушении контроля функции мочеиспускания в ночное время.
  2. Заикание – имеет вид судорогоподобных движений мышц, отвечающих за артикуляцию.
  3. Энкопрез – нарушение контроля акта дефекации, сопровождающееся недержанием каловых масс.
  4. Расстройства аппетита и сна – обширная подгруппа с разнообразными симптомами.

Также невротические реакции у детей классифицируют по их проявлениям у разных возрастных групп:

  1. От раннего детства до 2 лет – ребенок может быть плаксивым и чрезмерно пугливым, он быстро утомляется, беспокойно спит и старается не отпускать от себя мать даже на пару минут.
  2. 2–4 года – период первого кризиса – проявляется агрессией, повышенной возбудимостью, реакциями протеста.
  3. Дошкольный возраст и период младших классов – момент второго кризиса – возникают тики или заикание, ребенка беспокоят головные боли, он непослушен, может испытывать страх перед походом в учебное учреждение, устраивать драки.
  4. Препубертат – для него наиболее типичны реакции протеста, внезапные вспышки эмоций с показательным покиданием дома.
  5. Подростковый возраст – проявляется в виде ипохондрии, анорексии или булимии, убежденности в собственной непривлекательности или фокусировки на каком-либо конкретном недостатке, также может иметь форму имитации поведения определенного взрослого, выбранного ребенком как пример.

Характерная симптоматика невроза у детей

Невроз у ребенка может иметь множество проявлений в зависимости от того, какая форма нарушения развилась. Но есть и общие признаки, способные сопровождать все невротические реакции у детей:

  • чрезмерная возбудимость или тревожность;
  • быстро наступающая усталость;
  • продолжительные и частые головные боли, средние по интенсивности;
  • проблемы со сном;
  • систематически возникающие эпизоды сердцебиения, которые могут сопровождаться одышкой;
  • повышенная плаксивость;
  • безосновательные колебания настроения;
  • часто возникающие запоры;
  • снижение успеваемости в учебном учреждении или в домашнем обучении.

Вместе с этим родители могут отмечать признаки, указывающие на невроз у ребенка:

  • множество страхов или их гиперболизация;
  • склонность к истерикам;
  • эпизоды заикания;
  • ночное недержание.

Астенические неврозы или состояние неврастении

Явления этого невроза зачастую возникают на фоне стресса или переутомления и характерны для робких малышей. Невротические реакции у детей этого типа обладают первостепенными признаками в виде:

  • страхов;
  • проблем со сном;
  • повышенной чувствительности к воздействию шума или яркого освещения.

Когда невроз обостряется, ребенок жалуется на боли в голове или в груди, чувство тошноты, редко переходящее в рвоту, кишечные расстройства и обильное потоотделение.

Истерический тип нарушения

Чаще всего возникает у малышей, отличающихся демонстративным поведением с любовью игры «на публику». На этот вид невроза могут указывать истерики с громкими, показательными криками, падениями и ударами окружающих предметов или людей. У младенцев и детей дошкольного возраста ключевыми становятся физиологические симптомы:

  • плач до побледнения или посинения, может сопровождаться потерей сознания – это состояние нередко описывают как «ребенок закатывается»;
  • недержание мочи или каловых масс.

Если малыш уже может разговаривать, невроз может проявляться в формате мутизма – полного прекращения говорения в определенных обстоятельствах.

Навязчивых состояний

При чрезмерном чувстве ответственности и склонности к педантизму у ребенка может сформироваться невроз навязчивых состояний, заключающийся в появлении фобий. Они ярко выражены и провоцируют следующие проявления:

  • навязчивые повторяющиеся движения;
  • ритуальные последовательности действий, необходимые для сохранения спокойствия.

Депрессивного типа

Зачастую этот невроз формируется под влиянием неблагополучной или травмирующей обстановке в семье. У ребенка наблюдаются симптомы депрессии или апатичности:

  • отсутствуют эмоции;
  • нарушен сон;
  • слабо выражена мимика;
  • аппетит снижен;
  • настроение большую часть времени подавленное;
  • ребенок стремится к уединению, одиночеству.

Системные или малосимптомные

Это группа, для которой типично появление одного, в редких случаях – двух проявлений неврастенических реакций. К ним относятся:

  • тики;
  • энурез;
  • энкопрез;
  • заикание.

Типичные жалобы ребенка при неврозе

Невроз у ребенка зачастую не сопровождается обилием специфических жалоб. Малыш может указывать родителям на проблемы в виде:

  • головных болей;
  • запоров;
  • чувства тревоги.

Остальные признаки, характеризующие невроз и имеющие вид колебаний настроения, изменения модели поведения и физических проблем могут отмечать только сами взрослые.

Возможные осложнения невроза

Если невроз у ребенка не получает своевременного и адекватного лечения, это может привести к формированию осложнений:

  • депрессия различной степени тяжести;
  • анорексия;
  • аффективные расстройства;
  • суицидальные наклонности или суицид;
  • тяга к самоповреждению.

Нюансы диагностики невроза у детей

Диагностические мероприятия, чтобы подтвердить или опровергнуть невроз у ребенка, а также уточнить его тип, начинаются с подробного сбора жалоб и анамнеза пациента. Врач опрашивает малыша, если это возможно, и задает ряд вопросов его родителям. Затем он составляет план обследования, который может включать:

  • запись электроэнцефалограммы, иногда реоэнцефалограммы;
  • ультразвуковое обследование сосудов в области головы и шеи;
  • сомнографию;
  • МРТ;
  • ЭКГ – редко используемая методика, чаще всего назначающаяся при жалобах ребенка на болезненные ощущения в груди или сердцебиение.

Могут назначаться дополнительные консультации от врачей смежных профилей: кардиолога, невролога и гастроэнтеролога. Все проводится с целью полного исключения органических нарушений и установки окончательного диагноза – невроз с уточнением вида.

Процесс терапии

Невроз у ребенка требует индивидуального подбора схемы лечения, соответствующего типу патологии, симптоматике, возрасту и психическим особенностям ребенка. При этом в обязательном порядке комбинируется медикаментозное, психотерапевтическое и физиотерапевтическое воздействие.

Консервативный подход

Прохождение консервативного лечения начинается с коррекции образа жизни ребенка и подбора сбалансированного рациона. При этом невроз требует также назначения препаратов из групп:

  • транквилизаторов;
  • седативных средств;
  • нейролептиков;
  • психостимуляторов;
  • ноотропных лекарств;
  • витаминных комплексов.

Применение психотерапии

Психотерапевтическим методикам отводится ключевая роль в борьбе с неврозами у детей. Они направлены на подъем самооценки пациента, формирование у него чувства собственной полноценности и снижения тревожности. Проводиться могут как индивидуальные, так и групповые или семейные занятия. Среди актуальных направлений выделяют:

  • игровую форму;
  • гипноз;
  • гештальт-терапию;
  • БОС-терапию.

Физиотерапевтическое дополнение

Если у малыша диагностирован невроз, использование физиотерапии позволяет уменьшить нагрузку от медикаментов и в целом укрепить его здоровье. Для этого используют:

  • массажи;
  • проведение электрофореза;
  • хвойные и ножные ванны, другие водные процедуры.

Перспективы и предупреждение болезни

Невроз у ребенка не является приговором, поскольку это обратимое состояние. Достаточно своевременного начала проведения терапевтических мероприятий, и малыш сможет полностью восстановиться. Но при отсутствии каких-либо действий со стороны родителей невротические реакции у детей могут нарастать и усугубляться.

Специфических способов провести профилактику невроза не разработано. Есть ряд рекомендаций, которые дают специалисты для снижения риска развития патологического явления:

  • поддержание нормального цикла сна и бодрствования;
  • получение ребенком адекватных и регулярных физических нагрузок;
  • создание и поддержание благоприятной среды для малыша;
  • исключение или минимизация эмоциональных и интеллектуальных нагрузок;
  • своевременное обращение за помощью к специалисту при возникновении предпосылок к неврозу или при психотравме.
Автор

невролог, детский невролог

Врач высшей категории
Стаж 41 лет
+7 (495) 032-15-21

Лезина Александра Юрьевна Лезина Александра Юрьевна Записаться Лезина Александра Юрьевна

невролог, детский невролог

Врач высшей категории Стоимость
приема:
4 900 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (13)
Виноградова Татьяна Алексеевна Виноградова Татьяна Алексеевна Записаться Виноградова Татьяна Алексеевна

невролог, детский невролог, цефалголог

Кандидат медицинских наук Стоимость
приема:
6 000 ₽
Стаж 20 лет Отзывы (16)

Запишитесь на прием онлайн

Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу

Записаться на прием
Запишитесь на прием онлайн

Отзывы

  • 31 августа 2021

    31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!

  • 02 апреля 2021

    Высокий профессионал своего дела! Умница! Никогда прежде не встречала столь молодых врачей-неврологов высочайшей компетенции! Правильно поставленные диагнозы и грамотно назначенное эффективное лечение и для моего мужа, и для моей мамы. Вся семья в восторге! Спасибо огромное! Теперь мы только к Вам!

  • 29 марта 2021

    Татьяна Алексеевна очень внимательный и компетентный специалист несмотря на свой молодой возраст. А также приятный и располагающий к себе человек. Доверила ей свою деликатную проблему и нисколько не пожалела об этом. Назначенное ей грамотное лечение эффективно помогло мне.

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить