Невроз у ребенка
Невроз у ребенка – комплексное название группы нервно-психических расстройств, развивающихся из-за каких-либо психотравмирующих обстоятельств и являющихся серьезной проблемой педиатрии и психиатрии. Термин сочетает в себе множество явлений, связанных с функционированием центрального и автономного отделов нервной системы.
Несмотря на то, что состояние невроза обратимое, оно может стать серьезной проблемой. Его проявления имеют тенденцию к нарастанию и усилению, мешая ребенку вести нормальную жизнедеятельность. И вместе с этим при отсутствии ранней диагностики и лечения он может привести к серьезным последствиям, вплоть до угрозы жизни.
Первоисточники развития невроза у ребенка
Заболевание может быть спровоцировано множеством факторов, которые разделяют на 3 группы:
- социальные;
- биологические;
- общеистощающие.
Невроз на фоне социальных причин включает 3 подтипа этиологических факторов:
- Психологические – могут иметь вид эмоциональной изоляции ребенка, когда основное внимание взрослых уделяется младшим детям, отсутствия последовательности в воспитательном стиле, наличия вредных привычек, повышенной конфликтности или неправильной расстановки ролей у родителей.
- Культурные – сопряжены с проживанием в крупных населенных пунктах, с быстрым темпом жизни или сложными взаимоотношениями в коллективе в саду или школе, что оказывает давление на ребенка и вызывает дискомфорт.
- Экономические – связаны с проживанием в неполной семье, неудовлетворительными бытовыми условиями, с ранним направлением ребенка в сад или ясли (ранняя сепарация от матери).
Среди биологических первопричин, провоцирующих невротические реакции у детей:
- тяжело протекающая беременность или возникновение осложнений во время родов;
- нестабильная нервная система;
- наличие генетически обусловленных или личных особенностей структуры и функционирования психики;
- нарушения здоровья на физическом уровне;
- церебральная недостаточность, имеющая органическую природу.
Общеистощающие факторы представлены:
- состоянием хронической усталости;
- длительным или частым дефицитом сна;
- чрезмерными интеллектуальными или физическими нагрузками;
- воздействием тяжелого стресса (гибель члена семьи, аварии и подобные травматические события).
Основа патогенеза
Невроз у ребенка в патофизиологии своего развития опирается на дисбаланс между возбуждением и торможением нервной системы. У детей первичная реакция ЦНС – возбуждение, происходящее в ответ на триггерный фактор. При продолжительном, частом или чрезмерном действии раздражителя происходит истощение нервной системы и смена реакции на торможение. В итоге полностью перестраивается психическая реактивность, что вызывает последовательное возникновение неврологических и соматических нарушений.
Также дезорганизация нейропсихического состояния с исходом в невротические реакции может быть сопряжена с внутренними проблемами. Когда ребенок ощущает внешнее давление или сталкивается с внутренним конфликтом, он может взять на себя несвойственную или противоречащую собственной личности роль, что вызывает неадекватное реагирование на различные ситуации со стороны нервной системы.
Классификационные подходы
Первостепенно неврозы классифицируются на 2 большие группы:
- Общие – обладающие широким спектром симптомов, включая неспецифические признаки болезни.
- Системные – имеющие ключевой симптом, указывающий на характер патологии.
Каждая из этих групп имеет внутреннюю классификацию. Общие неврозы делятся на 6 подтипов в соответствии с причинами появления:
- Неврастения – формируется на основании психологического конфликта, когда у ребенка длительное время сохраняется состояние перенапряжения из-за ощущения несоответствия возможностей и навыков с требованиями родителей или его самого.
- Истерический невроз – возникает в результате внушаемости и повышенной эмоциональной восприимчивости по отношению к раздражителям извне.
- Невроз страха – связан с чрезмерной эмоциональной ранимостью и беспокойством на фоне неуверенности в себе или при гиперопеке родителей.
- Депрессивный невроз – формируется из-за биохимических изменений, происходящих в организме под влиянием личностных особенностей и воздействия окружающей среды.
- Ипохондрический невроз – основывается на чрезмерной фиксации внимания на состоянии собственного здоровья.
- Невроз навязчивых состояний – провоцируется возникновением конфликта между внутренними желаниями и принципами или обязанностями.
Невротические реакции системной группы состоят из 4 форм:
- Энурез – заключается в нарушении контроля функции мочеиспускания в ночное время.
- Заикание – имеет вид судорогоподобных движений мышц, отвечающих за артикуляцию.
- Энкопрез – нарушение контроля акта дефекации, сопровождающееся недержанием каловых масс.
- Расстройства аппетита и сна – обширная подгруппа с разнообразными симптомами.
Также невротические реакции у детей классифицируют по их проявлениям у разных возрастных групп:
- От раннего детства до 2 лет – ребенок может быть плаксивым и чрезмерно пугливым, он быстро утомляется, беспокойно спит и старается не отпускать от себя мать даже на пару минут.
- 2–4 года – период первого кризиса – проявляется агрессией, повышенной возбудимостью, реакциями протеста.
- Дошкольный возраст и период младших классов – момент второго кризиса – возникают тики или заикание, ребенка беспокоят головные боли, он непослушен, может испытывать страх перед походом в учебное учреждение, устраивать драки.
- Препубертат – для него наиболее типичны реакции протеста, внезапные вспышки эмоций с показательным покиданием дома.
- Подростковый возраст – проявляется в виде ипохондрии, анорексии или булимии, убежденности в собственной непривлекательности или фокусировки на каком-либо конкретном недостатке, также может иметь форму имитации поведения определенного взрослого, выбранного ребенком как пример.
Характерная симптоматика невроза у детей
Невроз у ребенка может иметь множество проявлений в зависимости от того, какая форма нарушения развилась. Но есть и общие признаки, способные сопровождать все невротические реакции у детей:
- чрезмерная возбудимость или тревожность;
- быстро наступающая усталость;
- продолжительные и частые головные боли, средние по интенсивности;
- проблемы со сном;
- систематически возникающие эпизоды сердцебиения, которые могут сопровождаться одышкой;
- повышенная плаксивость;
- безосновательные колебания настроения;
- часто возникающие запоры;
- снижение успеваемости в учебном учреждении или в домашнем обучении.
Вместе с этим родители могут отмечать признаки, указывающие на невроз у ребенка:
- множество страхов или их гиперболизация;
- склонность к истерикам;
- эпизоды заикания;
- ночное недержание.
Астенические неврозы или состояние неврастении
Явления этого невроза зачастую возникают на фоне стресса или переутомления и характерны для робких малышей. Невротические реакции у детей этого типа обладают первостепенными признаками в виде:
- страхов;
- проблем со сном;
- повышенной чувствительности к воздействию шума или яркого освещения.
Когда невроз обостряется, ребенок жалуется на боли в голове или в груди, чувство тошноты, редко переходящее в рвоту, кишечные расстройства и обильное потоотделение.
Истерический тип нарушения
Чаще всего возникает у малышей, отличающихся демонстративным поведением с любовью игры «на публику». На этот вид невроза могут указывать истерики с громкими, показательными криками, падениями и ударами окружающих предметов или людей. У младенцев и детей дошкольного возраста ключевыми становятся физиологические симптомы:
- плач до побледнения или посинения, может сопровождаться потерей сознания – это состояние нередко описывают как «ребенок закатывается»;
- недержание мочи или каловых масс.
Если малыш уже может разговаривать, невроз может проявляться в формате мутизма – полного прекращения говорения в определенных обстоятельствах.
Навязчивых состояний
При чрезмерном чувстве ответственности и склонности к педантизму у ребенка может сформироваться невроз навязчивых состояний, заключающийся в появлении фобий. Они ярко выражены и провоцируют следующие проявления:
- навязчивые повторяющиеся движения;
- ритуальные последовательности действий, необходимые для сохранения спокойствия.
Депрессивного типа
Зачастую этот невроз формируется под влиянием неблагополучной или травмирующей обстановке в семье. У ребенка наблюдаются симптомы депрессии или апатичности:
- отсутствуют эмоции;
- нарушен сон;
- слабо выражена мимика;
- аппетит снижен;
- настроение большую часть времени подавленное;
- ребенок стремится к уединению, одиночеству.
Системные или малосимптомные
Это группа, для которой типично появление одного, в редких случаях – двух проявлений неврастенических реакций. К ним относятся:
- тики;
- энурез;
- энкопрез;
- заикание.
Типичные жалобы ребенка при неврозе
Невроз у ребенка зачастую не сопровождается обилием специфических жалоб. Малыш может указывать родителям на проблемы в виде:
- головных болей;
- запоров;
- чувства тревоги.
Остальные признаки, характеризующие невроз и имеющие вид колебаний настроения, изменения модели поведения и физических проблем могут отмечать только сами взрослые.
Возможные осложнения невроза
Если невроз у ребенка не получает своевременного и адекватного лечения, это может привести к формированию осложнений:
- депрессия различной степени тяжести;
- анорексия;
- аффективные расстройства;
- суицидальные наклонности или суицид;
- тяга к самоповреждению.
Нюансы диагностики невроза у детей
Диагностические мероприятия, чтобы подтвердить или опровергнуть невроз у ребенка, а также уточнить его тип, начинаются с подробного сбора жалоб и анамнеза пациента. Врач опрашивает малыша, если это возможно, и задает ряд вопросов его родителям. Затем он составляет план обследования, который может включать:
- запись электроэнцефалограммы, иногда реоэнцефалограммы;
- ультразвуковое обследование сосудов в области головы и шеи;
- сомнографию;
- МРТ;
- ЭКГ – редко используемая методика, чаще всего назначающаяся при жалобах ребенка на болезненные ощущения в груди или сердцебиение.
Могут назначаться дополнительные консультации от врачей смежных профилей: кардиолога, невролога и гастроэнтеролога. Все проводится с целью полного исключения органических нарушений и установки окончательного диагноза – невроз с уточнением вида.
Процесс терапии
Невроз у ребенка требует индивидуального подбора схемы лечения, соответствующего типу патологии, симптоматике, возрасту и психическим особенностям ребенка. При этом в обязательном порядке комбинируется медикаментозное, психотерапевтическое и физиотерапевтическое воздействие.
Консервативный подход
Прохождение консервативного лечения начинается с коррекции образа жизни ребенка и подбора сбалансированного рациона. При этом невроз требует также назначения препаратов из групп:
- транквилизаторов;
- седативных средств;
- нейролептиков;
- психостимуляторов;
- ноотропных лекарств;
- витаминных комплексов.
Применение психотерапии
Психотерапевтическим методикам отводится ключевая роль в борьбе с неврозами у детей. Они направлены на подъем самооценки пациента, формирование у него чувства собственной полноценности и снижения тревожности. Проводиться могут как индивидуальные, так и групповые или семейные занятия. Среди актуальных направлений выделяют:
- игровую форму;
- гипноз;
- гештальт-терапию;
- БОС-терапию.
Физиотерапевтическое дополнение
Если у малыша диагностирован невроз, использование физиотерапии позволяет уменьшить нагрузку от медикаментов и в целом укрепить его здоровье. Для этого используют:
- массажи;
- проведение электрофореза;
- хвойные и ножные ванны, другие водные процедуры.
Перспективы и предупреждение болезни
Невроз у ребенка не является приговором, поскольку это обратимое состояние. Достаточно своевременного начала проведения терапевтических мероприятий, и малыш сможет полностью восстановиться. Но при отсутствии каких-либо действий со стороны родителей невротические реакции у детей могут нарастать и усугубляться.
Специфических способов провести профилактику невроза не разработано. Есть ряд рекомендаций, которые дают специалисты для снижения риска развития патологического явления:
- поддержание нормального цикла сна и бодрствования;
- получение ребенком адекватных и регулярных физических нагрузок;
- создание и поддержание благоприятной среды для малыша;
- исключение или минимизация эмоциональных и интеллектуальных нагрузок;
- своевременное обращение за помощью к специалисту при возникновении предпосылок к неврозу или при психотравме.
Врачи - неврологи 2
приема: 4 900 ₽ Стаж 41 лет Отзывы (13)
-
-
-
невролог, детский невролог, цефалголог
Кандидат медицинских наук Стоимостьприема: 6 000 ₽ Стаж 20 лет Отзывы (16)
-
-
-
Запишитесь на прием онлайн
Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу
Записаться на приемОтзывы
-
31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!
-
Высокий профессионал своего дела! Умница! Никогда прежде не встречала столь молодых врачей-неврологов высочайшей компетенции! Правильно поставленные диагнозы и грамотно назначенное эффективное лечение и для моего мужа, и для моей мамы. Вся семья в восторге! Спасибо огромное! Теперь мы только к Вам!
-
Татьяна Алексеевна очень внимательный и компетентный специалист несмотря на свой молодой возраст. А также приятный и располагающий к себе человек. Доверила ей свою деликатную проблему и нисколько не пожалела об этом. Назначенное ей грамотное лечение эффективно помогло мне.
-
Не нашли интересующую вас услугу?
Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь
- Лицензии
- Сертификаты
- Свидетельства
Скоро мы с вами свяжемся