Задержка речевого развития

Задержка развития речи

Задержка развития речи представляет собой запоздалое овладение устной речью ребенком. В норме к двум годам малыш произносит отдельные слова и соединяет их в словосочетания. К трем годам он составляет предложения и даже небольшие рассказы. Если в возрасте 3–3,5 лет ребенку трудно выговаривать слова или его речевая активность полностью отсутствует, то следует незамедлительно обращаться за консультацией к специалисту.

Причины задержки речевого развития

В большинстве своем задержка развития речи выступает результатом:

  • нарушения функций структур полости рта при заболеваниях языка, неба, щек;
  • повреждения структур головного мозга;
  • короткой уздечки, которая ограничивает движение языка.

У многих детей с задержкой развития речи возникают проблемы с орально-моторной системой вследствие поражений областей мозга, ответственных за речь. Это затрудняет координацию губ, языка и челюсти для произношения звуков, а также препятствует нормальному акту жевания и глотания.

Проблемы со слухом также могут влиять на речь, затрудняя произношение, понимание, подражание и воспроизведение звуков.

Предрасполагающие факторы задержки развития речи до рождения:

  • недоношенность;
  • нарушение развития в пренатальный период, внутриутробная гипоксия;
  • родовая травма;
  • генетически обусловленные заболевания (аутизм, болезнь Дауна).

После рождения к задержке развития приводят:

  • разговор в семье на двух и более языках;
  • жестокое обращение с ребенком, нарушение нервно-психического развития;
  • инфекционные заболевания малыша в первые месяцы жизни;
  • отсутствие речевого и визуального контакта с ребенком;
  • аномалии развития: заячья губа, макрогнатия;
  • травмы головы в раннем возрасте, сотрясение головного мозга, гидроцефалия;
  • воздействие стрессового фактора – сильного испуга, тяжелой травмы.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенетические основы задержки развития речи зависят от этиологических факторов дефекта. Поражение структур головного мозга вследствие гипоксии или внутриутробного инфицирования приводит к блокированию развития новых нейронных связей. Результатом таких нарушений выступают плохая память, непонимание устной речи, неспособность произнести слово полностью или по слогам.

Истончение белого вещества мозга при повышенном внутричерепном давлении вызывает нарушение реакции ребенка на поведение и речь взрослых. Малыш на подсознательном уровне произносит слова, фразы, его дикция не развита, понимание речи затруднено.

При генетических заболеваниях у ребенка не только не сформированы речевые навыки, но и слабо развита мышечная регуляция речи. Язык, губы и щеки вялые, челюсти часто разжаты.

Основные симптомы и жалобы

Скорость развития речи измеряется по возрастным вехам, которые могут служить ориентирами для определения нормального темпа речевого развития у ребенка.

  • 1–6 месяцев: ребенок воркует в ответ на голос;
  • 6–9 месяцев: ребенок лепечет в ответ на голос или самостоятельно;
  • 12 месяцев: умеет говорить «мама/папа» и понимает их значение, подражает двух- и трехсложным словам, которые постоянно слышит от взрослых;
  • 13–15 месяцев: словарный запас составляет 4–5 слов, понятных окружающим;
  • 16–18 месяцев: словарный запас – не менее 10 слов;
  • 19–21 месяц: словарный запас – 20 слов, понятных окружающим;
  • 24 месяца (2 года): словарный запас – не менее 50 слов, использует полные фразы;
  • 36 месяцев (3 года): использует числа в предложениях, составляет 4-5-словные фразы, в 80–90% понятные окружающим;

Первый год жизни очень важен для правильного процесса развития речи ребенка. В этот период у него активно развиваются мозговые процессы, слух и органы речи. Гармоничное сочетание этих компонентов позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он сначала пытается скопировать интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

В первые месяцы жизни ребенок произносит звуки на бессознательном уровне, постепенно развивая речевой аппарат. Со временем он начинает произносить эти звуки нараспев, протягивая гласные и иногда шипящие согласные.

Начиная с трех месяцев, малыш учится отвечать на вопросы и просьбы, подражая взрослому, отдельными слогами, а к полугоду отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок начинает лепетать. В этот период у него развивается артикуляция, он пытается повторять односложные и двусложные слова взрослых. Улучшается речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения взрослого к нему.

К концу первого года жизни малыш уже способен произносить отдельные слова. Его словарный запас состоит примерно из 10 слов, состоящих из одних и тех же слогов. Круг узнаваемых предметов расширяется. Он узнает по именам близких людей, умеет различать, кто изображен на картинке.

С года ребенок начинает активно двигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не сказаться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, хотя и в обобщенном виде. Пассивный словарный запас шире, постепенно слова из него становятся активными. Ребенок учится обобщать их с помощью взрослого при взаимодействии с различными объектами.

Через полтора года в речи ребенка появляются первые простые предложения, обычно состоящие из двух-трех слов. Затем малыш усваивает множественное число и уже к двум годам использует падежные формы. Задержка речевого развития у детей трех лет диагностируется, если ребенок этими навыками не обладает. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

Ребенок, который не реагирует на звук или голос, должен быть незамедлительно осмотрен врачом. Но часто родителям трудно понять, какие же признаки стоит считать тревожными. Ведь незначительная задержка развития речи нередко расценивается как фактор нормы.

Памятка по обнаружению признаков задержки развития речи

3-4 месяца

Не реагирует на громкие звуки, не лепечет, не пытается имитировать звуки.

7 месяцев

Не реагирует на звуки любой тональности.

12 месяцев

Не использует жесты, такие как указывание или помахивание на прощание.

18 месяцев

Предпочитает вокализацию в общении, испытывает проблемы с имитацией звуков и с пониманием простых словесных просьб.

2 года

Может только имитировать речь или действия, не произносит слова или фразы спонтанно.

2,5 года

Многократно произносит только некоторые звуки или слова и не может использовать устную речь для общения больше, чем их насущные потребности, не может следовать простым указаниям, просьбам, имеет необычный тон голоса (хриплый или гнусавый).

3 года

Невнятно, чрезмерно торопливо или медленно говорит, неспособен подражать фразам взрослых.

3-5 лет

Не понимает слова взрослых, постоянно держит рот открытым.

При поражении мозжечка ребенок говорит очень тихо, произнося все слова по слогам. Дополнительно отмечается усиленное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

Если у малыша диагностируют аутизм, то клинические проявления составляют механическое произношение фраз взрослых, непонимание смысла слов, действий и эмоцией, аутоагрессия. Ребенок может длительное время смотреть в одну точку, не отвечать на поставленные вопросы, даже если он понимает, о чем речь.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Исходя из степени тяжести преобладающих нарушений, детей с задержкой развития речи определяют в группы:

  1. Третья группа: дети произносят слова, составляют предложения и тексты, но путаются в числах, родах, падежах и значениях слов.
  2. Вторая группа: произносят простые бытовые слова и фразы.
  3. Первая группа: дети практически не разговаривают, отвечают коротко и тихо на поставленные вопросы.

В клинической практике врачи-неврологи выделяют четыре типа задержки развития речи:

  • нарушение вследствие органического поражения головного мозга: афазия (отсутствие сформировавшейся речи), алалия (отсутствие речи из-за внутриутробного инфицирования плода), дизартрия (затрудненное произношение звуков, слогов);
  • приобретенная задержка развития речи;
  • речевые дефекты в результате слабости речевого аппарата;
  • задержка развития речи у недоношенных детей.

Осложнения

Осложнения задержки развития речи включают:

  • отсутствие способности выражать эмоции;
  • слабая творческая активность;
  • ограниченный словарный запас;
  • интеллектуальная отсталость;
  • боязнь общения, избегание общества людей;
  • неспособность полного восприятия окружающей информации;
  • выражение желаний и мыслей жестами и звуками.

Диагностика

Задержка развития речи существует как самостоятельный синдром или как часть какой-либо патологии. Для диагностики ребенка с задержкой психоречевого развития используются тесты на внимание, мышление, зрительную и слуховую память.

Степень задержки развития речи определяет врач-логопед и невролог. На приеме специалист уточняет у матери, как протекали роды и беременность, имелись ли инфекционные заболевания до и после родов. При наличии клинических проявлений аутизма или нарушений слуха невролог направляет на консультации психиатра и сурдолога.

Инструментальную диагностику задержки развития речи составляют:

  1. Электроэнцефалография (ЭЭГ). С помощью ЭЭГ оценивают электрическую активность головного мозга. Сканирование выполняется путем размещения датчиков на коже головы и регистрации нейронной активности. Анализ данных ЭЭГ – это эффективный способ изучить когнитивные процессы в головном мозге, а также определить степень мозговых нарушений.
  2. Компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная терапия (МРТ). КТ и МРТ головного мозга выполняют для оценки головного мозга на наличие опухолей и кист, травм, внутричерепных кровотечений, структурных аномалий (например, гидроцефалии, инфекций, функций головного мозга).
  3. Ультразвуковая допплерография. Метод используется для оценки кровенаполнения сосудов головного мозга, направления кровотока, выявления закупорки сосудов, определения слабости клапанов.

Для детей в возрасте до трех лет важно выявить признаки задержки развития, чтобы избежать развития общего или системного недоразвития речи, когнитивного дефицита, умственной отсталости. В подавляющем большинстве случаев ранняя диагностика признаков задержки развития имеет высокую вероятность полного устранения проблемы.

Лечение задержки речевого развития

Лечение задержки развития речи подразумевает комплексный подход, основанный на работе невролога, логопеда, дефектолога и рефлексотерапевта. Коррекционная терапия включает в себя артикуляционную гимнастику, речевые упражнения, игры на развитие моторики, воображения и голоса.

В тяжелых случаях задержки развития речи врачи назначают ноотропные препараты, витаминные комплексы (обязательно с витамином В) и общеукрепляющие. Дополнительно рекомендуют микротоковую рефлексотерапию и логопедический массаж для повышения тонуса артикуляционных и жевательных мышц.

Профилактика

Важно своевременно и регулярно обследовать ребенка у специалистов в соответствии с возрастом. Профилактика задержки развития у детей от 1–3 лет обязательна и проводится с целью предупреждения тяжелых дефектов эмоциональной, интеллектуальной и моторной систем. Профилактические меры включают в себя адекватное психическое и физическое развитие, комплексную коррекцию психосоматических нарушений здоровья, спокойный семейный образ жизни и правильное питание.

Таким образом, профилактика задержки развития у детей заключается в создании наиболее благоприятных условий для беременности и родов, и в частности – пристального внимания к развитию малыша с первых дней его жизни. Важно вести дневник развития ребенка. Это позволит вовремя распознать и исправить отклонения в развитии.

Записаться на прием в медицинский центр «Чудо Доктор» и проконсультироваться со специалистами при подозрении на задержку речевого развития у ребенка вы можете по телефону или оставив заявку на сайте. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время и помогут выбрать оптимальное время для визита к врачу.

Автор

логопед

Стаж 41 лет
+7 (495) 032-15-21

Куликова Александра Анатольевна Куликова Александра Анатольевна Записаться Куликова Александра Анатольевна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (1)
Баранова Марина Викторовна Баранова Марина Викторовна Записаться Баранова Марина Викторовна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 26 лет Отзывы (1)

Запишитесь на прием онлайн

Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу

Записаться на прием
Запишитесь на прием онлайн

Отзывы

  • 29 октября 2018

    Я в восторге от высокой квалификации этого врача! Она сделала просто невероятное! Мой ребенок, несколько лет безуспешно пытавшийся справиться с заиканием, занимаясь с другими врачами, только благодаря ее усердию, какой-то интересной методике стал говорить абсолютно четко, без намека на заикание! Это придало ему уверенность в школе. Это не может не радовать меня, как маму! Я всем всем-всем мамочкам советую вести своих детей именно к ней. Она очень приятная во всех отношениях женщина и высококвалифицированный врач.

  • 28 апреля 2017

    Хотим выразить коллективную благодарность от всей нашей группы , логопедам Куликовой Александре Анатольевне и Барановой Марине Викторовне!!! После курса детей не узнать, ушли и практически стали не заметными такие серьезные проблемы с речью, как заикание, ОНР 1 и 2 степени, дизартрия, алалия, некоторые дети в начале не говорили вообще!!! Сейчас разговаривают полными фразами, ходят в обычный садик!!!! Огромная благодарность, за умение найти подход даже к самым капризным деткам!!! На эти занятия дети ходят с удовольствием!!!! Рекомендуем всем , берут даже малышей!!! Не затягивайте, если видите проблемы у ребёнка , чем раньше обнаружена проблема, тем легче Ее решить!!! Специалисты в Чудо Докторе прекрасные!!!!

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить