Умственная отсталость

Умственная отсталость (сокращенно УО) или олигофрения — патологическое состояние человека, для которого характерны задержки психического развития. По итогу человек не может полноценно существовать в социуме и свободно контактировать с его членами, в результате чего социальная адаптация становится невозможной.

Общая информация

Развитие олигофрении начинается в детстве, до достижения 3 лет. Как раз до этого возраста начинается формирование психики. Если этот процесс не запускается в силу каких-либо факторов внешней либо внутренней среды, то она остается на прежнем уровне, и говорить о полноценном психическом развитии не приходится. Такому человеку диагностируется УО.

Умственная отсталость развивается на основании ряда факторов:

  1. Генетически обусловленные. Если олигофрения была диагностирована у одного из родителей, либо существует дефект в самой хромосоме, то вероятность появления заболевания у ребёнка максимальная. Также УО провоцируется схожими патологиями, такими как синдром Тернера или Дауна.

  2. Возникшие на этапе развития плода в утробе матери. Они, как правило, обуславливаются негативным внешним воздействием. Например, приём матерью токсичных препаратов, сифилис, алкоголизм.

  3. Послеродовые. К ним можно отнести асфиксию у новорождённого, повреждения черепа с воздействием на мозг, инфекции.

Существует множество причин, приводящих к олигофрении, поэтому выделить определенную зависимость между одним фактором и болезнью невозможно. Главное, что их объединяет — это результат, который представлен необратимыми деструктивными процессами в мозге. Также может фиксироваться первоначальная недоразвитость, невозможность формирования правильной структуры и нормального мозгового объема.

По всему миру частота олигофрении находится в пределах 0,3–3%. При этом подавляющее большинство пациентов (более 70%) страдают легкой формой этого заболевания. Меньшая часть — это средние и тяжелые случаи. Лишь у 0,1% диагностируется олигофрения в крайне тяжёлой форме.

Важно! Если у вас или ваших друзей/родственников появляются симптомы, схожие с УО, то не стоит ждать их самостоятельного исчезновения либо заниматься самолечением. Обращайтесь незамедлительно к врачу. Если это действительно УО, то стоит предпринять срочные меры, чтобы избежать осложнений болезни.

Клиническая картина

Симптомы умственной отсталости достаточно разнообразны. Все из них являются следствием психического недоразвития и вытекают напрямую из этой проблемы:

  1. Нестабильное эмоциональное состояние: вспышки гнева сменяются депрессивным настроением, смех может заканчиваться плачем. Очень часто встречаемый симптом, характерный для заболеваний, которые имеют психическую природу.

  2. Плохое абстрактное мышление. Человек становится неспособным к конкретизации, обобщению информации.

  3. Недостаток внимания и нарушения памяти. Человек с УО плохо запоминает события, не может сконцентрироваться на выполнении задач.

  4. Речевые дефекты: проблемы с выговариванием сложных слов, подмена букв, невозможность быстро и правильно говорить.

  5. Низкая обучаемость. Человеку очень сложно выучить язык или научиться каким-то новым навыкам (езда на велосипеде, танец).

Зачастую у пациентов с олигофренией (особенно если речь заходит про тяжёлую форму) наблюдаются соответствующие психотические симптомы, депрессия, симптоматическая картина, характерная для неврозов.

Для установления точного диагноза врачи определяют интеллектуальный показатель человека (для этого используются тестирования IQ либо Векслера). Однако не менее важным (в случаях обнаружения болезни детей) является комплексное оценивание психики (тестирование «ГНОМ»).

Патогенез УО

Интеллект является сложной психической функцией, формирование и развитие которого требует участия всего мозга. Нарушить этот процесс способны множество негативных факторов, которые запускают механизм развития олигофрении:

  1. Мутации. Может изменяться генная и хромосомная структура, в результате чего нарушается естественный процесс развития интеллекта, и начинает формироваться умственная отсталость.

  2. Болезни сферы эндокринологии, а также нарушения метаболизма. Сюда относят различные гормональные расстройства, сахарный диабет (у матери).

  3. Инфицирование плода в утробе матери (с любым происхождением: вирусным или бактериальным).

  4. Химическое воздействие. Это курение, прием алкоголя, различных медицинских препаратов, которые запрещены при беременности из-за токсического воздействия на плод.

  5. Проблемы при родах. Например, затяжные роды, асфиксия плода.

  6. Проблемы с воспитанием. Например, ребёнок в раннем возрасте лишается родительской привязанности. Отсутствие нормального воспитания не позволяет развиться психике и интеллекту, так как люди в раннем возрасте плохо самообучаются и не могут без помощи родителей либо людей, о них заботящихся, самостоятельно развить свою психику до необходимого уровня.

Форма тяжести олигофрении варьируется от времени действия факторов патогенеза, а также их интенсивности.

Классификация заболевания и стадии развития УО

Олигофрения в МКБ-10 кодируется в рубриках (F70–F79). После цифры идёт ещё буквенное сочетание «xz». О нём мы расскажем чуть позже.

F-обозначение

Форма

IQ

Векслер

70

Лёгкая

50–69

60–79

71

Средняя

35–49

45–59

72

Тяжёлая

20–34

30–44

73

Глубокая

менее 20

менее 30

78

Другая

-

-

79

Неуточненная

-

-

Что касается букв xz, то здесь речь заходит о дополнительной характеристике заболевания.

Буква x позволяет узнать о поведенческих нарушениях:

  • 0x — поведенческие нарушения отсутствуют либо выражены слабо;

  • 1x — выраженные нарушения;

  • 8x — другие нарушения поведения;

  • 9x — отсутствует информация.

Буква z указывает на этиологическую причину (чем вызвана УО).

  • 1 — инфекционное поражение либо интоксикация;

  • 2 — травматическое воздействие на плод либо гипоксия;

  • 3 — фенилкетонурия;

  • 4 — дефект в хромосомах;

  • 5 — гипертиреоз;

  • 6 — гипотиреоз;

  • 7 — недоношенность;

  • 8 — прочие уточненные факторы;

  • 9 — неустановленные причины.

Во врачебной практике олигофрению принято разделять на 2 формы:

  1. Дифференцированная. Выбирается при известной причине, вызвавшей развитие олигофрении (обозначается пятым знаком z при x1–x8).

  2. Недифференцированная. При неизвестной этиологии (x9).

В России обычно используют классификацию Э. Крепелина. Она разделяет олигофрению на 3 типа:

  1. Дебильность (показатель IQ колеблется от 50 до 69). Соответствует F70 из классификации МКБ-10. У таких детей есть достаточный словарный запас, хорошо развита память, однако у них наблюдаются проблемы с абстрактным мышлением, они не самостоятельны и не обладают инициативностью. Однако несмотря на проблемы, они могут обучаться, закончить общеобразовательную организацию и училище, чтобы получить профессию.

  2. Имбецильность (значение IQ составляет от 20 до 35). Вторая группа соответствует F71–72. В этом случае у человека фиксируется малый запас слов, низкий уровень владения грамматикой, трудности с обучением. Имбецилы испытывают трудности даже с освоением базовых навыков, поэтому нуждаются в уходе.

  3. Идиотия (IQ находится ниже 20). Приравнивается к F73. Пациенты с идиотией не могут нормально разговаривать, понимать других людей. По своей сути они находятся на уровне развития младенцев. На обострение базовых потребностей (появление чувства голода, жажды, желания справить естественные нужды) они реагируют раздраженностью и плачем. За ними нужен постоянный уход, контроль и поддержание благополучной внешней обстановки.

Наряду с описанными классификациями существуют и другие:

  1. Классификация Певзнера. Она затрагивает этиопатогенез заболевания. В ее пределах выделяют олигофрению без осложнений, умственную отсталость, которая сопровождается нарушениями нейродинамики/анализаторными дефектами, УО с моделью поведения, соответствующей психопатам, УО с лобной недостаточностью.

  2. Классификация Мухина-Исаева. В ее основе лежат симптоматические картины, характерные для различных форм заболевания.

В пределах данной классификации выделяют следующие формы:

  1. Атоническая. Пациентам сложно концентрироваться на выполнении задач, плохая сосредоточенность, часто страдают апатией, безынициативны, практически отсутствует реакция на речь.

  2. Дисфорическая. Такие пациенты эмоционально нестабильны, могут фиксироваться вспышки гнева, способны нанести вред самому себе, быстро раздражаются, сильное нарушение внимания.

  3. Теническая. Больные этой формой УО обычно очень эмоциональны и легко идут на контакт.

  4. Астеническая. Наблюдаются проблемы с мелкой моторикой, пациенты плохо контролируют свои эмоции, суетливы, существуют проблемы с вниманием.

Осложнения олигофрении

Течение умственной отсталости может осложняться психосоматическими расстройствами:

  1. Психические нарушения. Достаточно часто у людей, страдающих олигофренией, наблюдается тяга к нанесению самоповреждений. Обычно она сопровождается повышенной раздражимостью и вспышками агрессии. У пациентов фиксируются выраженные навязчивые идеи. Например, они могут умышленно ломать себе конечности (часто страдают фаланги пальцев) либо ударяются головой о стену, наносят порезы, воздействуют открытым огнем на кожу. Психологическую помощь бывает очень сложно оказать ввиду того, что пациенты тяжело обучаются и не осознают того, что они делают. По этой причине говорить об уместности психологической коррекции на фоне олигофрении не приходится — эффективность этого приема минимальная либо отсутствует вообще.

  2. В качестве соматических осложнений при умственной отсталости могут наблюдаться осложнения пневмонии, проявляются дерматологические проблемы и прочие заболевания. Уход за больным и постоянный контроль — лучшие помощники в предотвращении возникновения соматических осложнений.

В качестве осложнений при УО нередко отмечают тревожно-депрессивные расстройства. Даже при нормальном уходе олигофренам очень тяжело адаптироваться. Их психическое развитие может продолжаться, однако очень медленными темпами, и оно может остановиться в определённый момент.

Отсутствие каких-либо положительных изменений действует удручающе и может приводить к появлению тревожно-депрессивных расстройств, причем как у больных, так и у тех, кто ухаживает за пациентами (чтобы избежать этого, заботу об олигофренах следует возлагать на людей, изучавших основы олигофренопедагогики).

Диагностика олигофрении

Для своевременной диагностики заболевания необходимо проводить комплексное обследование матери во время вынашивания плода. Это позволит вовремя обнаружить патологии в хромосомах.

Что подразумевает под собой обследование женщины при беременности:

  1. Первое, что нужно сделать, — это осуществить полный сбор информации о существующих хронических заболеваниях у матери, установить их наследственный характер, узнать о наличии вредных привычек, приеме лекарственных средств при вынашивании плода, наличии оперативных вмешательств.

  2. Установить резус-совместимость плода и матери.

  3. Провести лабораторные исследования естественных жидкостей организма. Исключить тяжелые половые заболевания, гепатит, ВИЧ/СПИД.

  4. Осуществить ультразвуковое исследование, позволяющее обнаружить аномалии плода.

  5. Исследовать альфа-фетопротеин. Если замечено его повышенное содержание в крови матери, то необходимо уделить внимание изучению амниотической жидкости на наличие этого вещества.

  6. При наличии показаний требуется исследование клеток в околоплодной жидкости.

При появлении ребёнка на свет и в первые 3 года жизни следует периодически проходить общие лабораторные анализы крови и мочи, скрининговые тесты для обнаружения проблем с метаболизмом (тирозинемия, фенилкетонурия).

Применяются также инструментальные диагностические методики. В их число входят рентген черепа, ЭЭГ, КТ, МРТ, ЭхоЭГ, реоэнцефалография.

Если говорить о психо-педагогических методах исследования, то можно отметить различные вариации тестов на определение уровня интеллекта (исходя из возраста ребёнка), а также диагностические тесты, позволяющие изучить общее состояние психики, особенности ее развития.

При достижении ребенком возраста 2 года уместно применять шкалу интеллекта Стэнфорда-Бине. Она позволяет определить IQ и включает 4 части, позволяющие исследовать вербальные, вычислительные, абстрактно-визуальные навыки, а также кратковременную память.

Преимущество данного теста состоит в том, что он позволяет получить не только численные результаты, а дает возможность оценить состояние разных качеств тестируемого пациента (в их число включают усидчивость, усердие, умение концентрироваться на выполнении задачи).

Для детей, достигших возраста 5 лет, в российской медицинской практике принято использовать тестирования Векслера. По своей сути это классический тест для определения IQ, но полученные результаты следует корректировать, прежде чем обращаться к итогам на основании МКБ-10. Из полученных результатов по Векслеру нужно отнимать 10 и только потом смотреть на итоги.

То есть было получено IQ 55, вычитаем 10 и получаем значение в 45. Теперь смотрим в таблицу и делаем вывод о том, что исследуемый случай относится к средней тяжести олигофрении (F71).

Тест Векслера включает две основные составляющие, которые позволяют оценить вербальную и невербальную стороны пациента. Они разделяются на разные темы, такие как способность к запоминанию цифр, арифметика, мелкая моторика. Итоговые результаты подразумевают:

  • суммарный подсчет баллов интеллекта;

  • определение коэффициентов на основании пройденных субтестов;

  • выведение профиля конкретного испытуемого на основе поведенческих характеристик.

Кроме рассмотренных выше тестов, есть ещё множество оценочных методик. Список включает методы Равена и Кноблоха, шкалу Бейли, гештальт-тест Бендера.

Дифференциальная диагностика

Проведение дифференциальной диагностики уместно при наличии нескольких заболеваний.

Шизофрения, возникшая в детстве

У детей, страдающих этой болезнью, на первый взгляд проблемы не наблюдаются. Они активны, есть тяга к обучению и познанию нового, инициативны. Речевых нарушений нет, либо они встречаются очень редко. Однако их причиной выступают не психические нарушения в развитии, а деформация мышления.

Проблемы могут отсутствовать в первые годы жизни. Постепенно, с взрослением, у таких детей наблюдается стойкое снижение настроения, они становятся менее эмоциональными, отстраняются от сверстников и родителей, становятся вялыми и не проявляют инициативу.

При прохождении тестирований дети с шизофреническим расстройством показывают нестабильные результаты. Они могут легко ответить на сложные вопросы и решить такие же задачи, но при этом дать неправильные ответы на самые базовые. Такие дети могут обобщать, при этом маленькие пациенты с умственной отсталостью не способны к выполнению задач в обобщенном плане.

Аутизм

Практически у ¾ людей с аутизмом отмечаются симптомы олигофрении. Однако обязательно необходимо подтвердить диагноз «аутизм», так как методы коррекции у детей с этими двумя заболеваниями различаются.

В отличие от олигофренов, у детей-аутистов наблюдается неравномерная задержка в развитии психики. То есть нарушения могут проявляться в той или иной психической сфере, в то время как развитие других сфер полностью соответствует норме. Для УО характерно общее психическое недоразвитие.

Задержка психического развития

Для детей с ЗПР характерно небольшое отставание психического развития, исходя из их возраста. Данная проблема носит обратимый характер, однако если улучшения не наблюдаются к 13 годам, то в большинстве случаев такому ребенку ставится диагноз дебильности в лёгкой форме.

Возникновение задержки может быть связано с разными факторами: наследственность, плохое воспитание, отрицательная обстановка внешней среды, повреждения мозга, дефекты анализаторов. В отличие от УО, у детей с задержкой психического развития наблюдается хороший уровень эмоциональности, у них развито воображение, проявляется интерес к познанию нового.

Деменция

Патологическое состояние деменции часто можно спутать по симптоматике с олигофренией, но сущность этих заболеваний разная. При УО психика не развивается изначально, а при деменции наблюдается переход из психики нормального состояния в патологическое.

Терапия олигофрении

Перед определением лечебного плана врачу следует дать ответ на ряд вопросов:

  1. Необходима госпитализация пациенту с олигофренией? Обычно госпитализация не требуется, и пациенты проходят лечение дома под строгим наблюдением человека, за ним присматривающего. Госпитализация может потребоваться для проведения комплексных обследований.

  2. Известны ли причины болезни? Если врач владеет полной информаций о течении болезни и причинах, её вызвавших, то он может разработать наиболее эффективный план терапии пациента. Также, врач должен знать о наличии сопутствующих психических заболеваний и прочих проблемах, чтобы подобрать необходимые препараты. Возможно понадобится ввести диету, назначить дополнительные процедуры.

  3. Какая степень тяжести у патологии? Ответ на данный вопрос является одним из самых главных. В зависимости от степени тяжести необходимо подобрать оптимальное лечение, а также разработать план обучения исходя из особенностей пациента, который поможет ему быстрее адаптироваться к окружающей среде и позволит дать положительные сдвиги.

При наличии ярких психотических симптомов, поведенческих нарушений, депрессивных расстройств могут применяться препараты, использующиеся для лечения эпилепсии.

Большое значение для эффективной терапии играют обучение и психологическая подготовка родителей и родственников ребенка, которые принимают участие в его воспитании. Они должны обучиться базовым правилам ухода за детьми с олигофренией, чтобы социальная адаптация проходила максимально действенно и наблюдались положительные сдвиги в ситуации. В семье также должна царить атмосфера тепла и спокойствия, чтобы больной ребенок чувствовал себя максимально комфортно.

Прогноз. Профилактические меры

Наиболее благоприятные прогнозы устанавливаются для пациентов с легкой формой олигофрении. У них хороший уровень социализации, они способны обучаться и получить профессию. При поддерживающей терапии и правильном уходе они становятся практически полноценными членами общества.

При средней и тяжелой олигофрении, особенно при выраженных психотических симптомах и сопутствующих заболеваниях, прогноз неблагоприятен. Терапия очень долгая, но вероятность положительных результатов невысокая. Больным требуются постоянный уход и внимание.

Предполагаются следующие меры профилактики:

  1. Периодическое обследование беременных женщин.

  2. Предотвращение воздействия на плод внешних опасных факторов (алкоголизм, курение, прием токсичных препаратов).

  3. Улучшение акушерской помощи. Применение своевременного оборудования и квалифицированных специалистов во время родов.

  4. Хороший уход и правильное воспитание ребёнка.

  5. Проведение обследований ребёнка, сдача анализов для раннего выявления проблем.

Таким образом, мы рассмотрели в статье особенности умственной отсталости, сущность причины заболевания, его классификацию. Особое внимание стоит уделить мерам профилактики, ведь олигофрению легче предотвратить, нежели вылечить.


Автор

психиатр, психотерапевт

Врач высшей категории
Стаж 23 лет


Показать всех
Адамс Антонина Леонидовна Адамс Антонина Леонидовна Записаться Адамс Антонина Леонидовна

психиатр, психотерапевт

Врач высшей категории Стоимость
приема:
6 500 ₽
Стаж 23 лет Отзывы (23)
Жиляков Антон Юрьевич Жиляков Антон Юрьевич Записаться Жиляков Антон Юрьевич

психиатр

Врач высшей категории Стаж 18 лет
Возвышаева Миляна Юрьевна Возвышаева Миляна Юрьевна Записаться Возвышаева Миляна Юрьевна

психиатр, психотерапевт

Стоимость
приема:
5 100 ₽
Стаж 22 лет Отзывы (3)
Гребнев Константин Сергеевич Гребнев Константин Сергеевич Записаться Гребнев Константин Сергеевич

психиатр

Стоимость
приема:
4 500 ₽
Стаж 22 лет Отзывы (1)
Захаров Александр Валерьевич Захаров Александр Валерьевич Записаться Захаров Александр Валерьевич

психиатр

Врач первой категории Стоимость
приема:
5 400 ₽
Стаж 14 лет Отзывы (29)

Отзывы

  • 23 мая 2021

    Хочу выразить огромную благодарность моему лечащему врачу Адамс Антонине Леонидовне! Месяц назад я пришла впервые на прием в тяжелом психо-эмоциональном состоянии,с панических атаками,плаксивостью. Мое положение мне казалось безвыходным,была большая растерянность и непонимание,что с этим делать. Мне была назначена медекаментозная терапия, беседы с доктором.Постепенно я начала приходить в себя,появилось желание жить,что-то делать, легче стало работать,давление стало приходить в норму. У Антонины Леонидовны,действительно,индивидуальный подход к каждому пациенту.Она очень внимательный и отзывчивый доктор. Уже месяц я нахожусь под наблюдением и с каждым днем я отмечаю изменения в лучшую сторону. Наконец для меня все пазлы сложились и моя жизнь стала входить в нормальное русло. Моя огромная Вам благодарность,Антонина Леонидовна! PS: отдельно хочу сказать пациентам: -Не бойтесь обращаться к психотерапевтом! Мы порой сами не знаем и не понимаем,что лечим . 50% заболеваний от нервов. Психологическое здоровье, очень важная составляющая нашей жизни. Есть проблемы,обращайтесь! Здесь вам всегда помогут!

  • 23 декабря 2020

    Огромная благодарность доктору Адамс Антонине Леонидовне! Моя мама страдает заболеванием, связанным с расстройством психики. И конечно, в семье поселилось ощущение беспомощности и много переживаний. Мы обратились за помощью к Антонине Леонидовне. С тех пор, рядом с нами врач высокой квалификации! Отлажена сетка приёма препаратов, по необходимости, делается коррекция. Мы получили подробную информацию, связанную со всеми проявлениями маминого заболевания. Более того, она обладает потрясающими человеческими качествами. Чуткий и внимательный человек. Выслушивает жалобы, даёт важные и необходимые рекомендации. В любое, сложное для нас время, выходит на связь. Это очень важно! Спасибо Антонине Леонидовне за профессионализм и эмоциональную поддержку!

Другие статьи

Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить