Заикание

Заикание — это расстройство речи, при котором речевой поток прерывается, отдельные звуки или слоги повторяются или растягиваются. Эти проблемы часто сопровождаются неправильной техникой дыхания и нарушениями координации групп мышц, участвующих в процессе речи. Среди заикающихся больше мужчин, чем женщин. Обычно явление впервые проявляется в детстве, но может возникать и во взрослом возрасте. Лечением заикания у взрослых занимаются в основном логопеды и дефектологи.

Как проявляется заикание

Это явление индивидуальное. Каждый человек, страдающий заиканием, заикается по-разному и в разных ситуациях. Насколько сильно проявляется дефект, также зависит от текущего психического состояния человека. Тем не менее это не психическое расстройство, а физическое заболевание.

При заикании поток речи приостанавливается, в тяжелых случаях полностью блокируется. Человек неоднократно зацикливается на отдельном слове или слоге. Он точно знает, что именно хочет сказать, но не может проговорить слово.

Заикание может проявляться по-разному:

  • повторение звуков, слогов или слов;
  • пропуск начальных или конечных букв;
  • в виде протяжных отдельных звуков;
  • торопливая неритмичная речь с проглатыванием звуков и слогов;
  • прерывания речи с последующим перестроением предложения.

Разные формы заболевания имеют свою специфику развития. Ориентируясь на проявления дефекта, специалисты различают невротическую и неврозоподобную формы заикания. Для первой характерны постоянные, значительно выраженные дефекты артикуляции. При второй форме у пациентов наблюдаются элементы логопатии, возникающие при сильном волнении. В спокойном состоянии человек практически не заикается.

При тоническом логоневрозе речевой поток движется с постоянными запинками и типичными паузами. Говорящий испытывает затруднения при произнесении очередного слога или растягивает некоторые звуки.

Клонический логоневроз сопровождается многократным повторением отдельных слогов и звуков.

При смешанной форме в речи наблюдаются признаки обоих заболеваний.

Нарушение речи может сочетаться с другими отклонениями, которые еще больше мешают общению. К ним относятся, например, использование слов-наполнителей, а также неязыковые явления: моргание, дрожание губ, совместное движение мышц лица и головы, усиленное потоотделение или изменение дыхания. В процессе нарушения речи часто возникают судорожные движения губами, языком или веками. Часто заикающийся избегает прямого зрительного контакта.

Заикающиеся люди часто говорят сбивчиво только в определенных ситуациях, то есть речевое нарушение является реакцией на стрессовую ситуацию. Произнесение слов с расстановкой, использование синонимов и неразговорчивость в сложных ситуациях служат стратегиями самопомощи. Описанные стратегии общения и избегания часто помогают заикающимся людям преодолеть отдельные симптомы, но не приводят к фундаментальному устранению проблемы.

Цепочка основных симптомов и реакций на них может быстро превратиться в самоусиливающийся цикл, который подпитывают негативные психологические реакции, такие как беспокойство или чувство стыда, связанные с речью. Стресс и негативные эмоции во время разговора, в свою очередь, увеличивают вероятность заикания. Некоторым людям не удается структурировать содержание своей речи так, чтобы собеседник мог ее понять. Симптоматика заикания может сильно различаться как ситуативно, так и поэтапно, что затрудняет лечение пациентов.

Причины заикания

Речь — это сложное сочетание различных действий, которыми управляет мозг. Говорящий за доли секунды координирует дыхание, тембр голоса и артикуляцию. У заикающихся людей это взаимодействие нарушается.

На сегодняшний день нет однозначно установленной причины заикания. Существует множество факторов, которые могут вызывать и поддерживать заикание:

Неврологические нарушения

Считается, что заикание связано с нарушением передачи нервных импульсов, которые мозгу необходимо обработать для воспроизводства речи.

Наследственная предрасположенность

Поскольку заикание часто наблюдается у нескольких представителей семьи, считается, что к нему есть генетическая предрасположенность. В пользу наследственной составляющей говорит и тот факт, что мальчики и мужчины заикаются значительно чаще, чем девочки и женщины. Родители, однако, не передают заикание своим детям напрямую. Предрасположенность говорит только о повышенном риске развития заикания.

Длительный стресс или острые стрессовые ситуации

Заикание может возникать или сохраняться после сильного испуга или тяжелой психологической травмы. Состояние часто усиливается, когда заикающийся подвергается насмешкам со стороны окружающих или когда расстройству уделяется слишком много внимания.

Предполагается, что при заикании генетические предрасположенности и ситуационные триггеры сочетаются друг с другом.

Установлено, что заикание — это не психическое расстройство, а двигательное нарушение речи. Оно возникает независимо от социального и культурного происхождения, уровня образования и отношения друг к другу в семье. Кроме того, оно может быть сопутствующим заболеванием:

  • при аутизме;
  • синдроме Пика;
  • синдроме ученого.

Заикание может начаться в раннем детстве без каких-либо видимых причин. В возрасте от 2 до 5 лет большинство детей в своем речевом развитии проходят этап, на котором мышление и речь не синхронизированы. Это нормально и обычно проходит само по себе. В целом, заикание встречается у 5% всех детей в этом возрасте. Примерно у 25% заикающихся детей развивается постоянное заикание. Без логопедической терапии такие дети не любят и даже боятся говорить, особенно когда сверстники дразнят их. Возникает порочный круг страха и избегания, осложняющий жизнь человеку уже во взрослом возрасте. Чем дольше сохраняется это состояние, тем труднее человеку вернуться к плавной речи. В зрелом возрасте заикание может возникнуть, например, в результате инсульта (афазия) или в ответ на травмирующее событие.

С какими проблемами сталкиваются заикающиеся

Заикание может привести к серьезному эмоциональному расстройству. Пациенты пытаются скрыть свою проблему, поэтому избегают определенных, трудных для них букв или заменяют сложные слова синонимами, чтобы собеседник не заметил заикания.

Беспокойство и повышенное напряжение во время разговора со временем приводят к выработке стратегий избегания. Заикающиеся люди уходят из общественной жизни, сталкиваются с ограничениями в профессиональной деятельности и устройстве личной жизни. Некоторые из них полностью отказываются от устного общения и начинают говорить только тогда, когда другие форматы взаимодействия невозможны.

У взрослых заикание полностью исчезает только в редких случаях. Несмотря на это, терапия может быть успешной и значительно улучшить качество жизни. Пациенты могут научиться говорить более плавно и лучше справляться с эмоциональным напряжением. Это придает им необходимую уверенность в том, что они могут свободно общаться с окружающими и не позволять дефекту речи ограничивать их возможности в выборе профессии.

Методы лечения

Поскольку заикание у взрослых обычно не проходит полностью, рекомендуется проходить регулярную терапию, чтобы взять это расстройство под контроль, особенно если заикание является тяжелым бременем для больного.

Более точную диагностику и лечение заикания проводят логопеды, а также преподаватели речевой терапии. При проведении обследований терапевт частично полагается на наблюдения пациентов или сведения, полученные от их родителей.

В лечении заикания разные профессиональные группы используют могут использовать прямой или косвенный подход. В первом случае упор делается на беглость речи, то есть обучение более плавному ритму речевого потока. Это достигается путем естественно звучащего растягивания слов и более мягкой манеры речи.

Косвенный подход больше ориентирован на устранение причин дефекта, например, работы с повседневными триггерами, запускающими заикание.

Метод терапии также зависит от типа и выраженности заикания, а также от возраста пациента. Однако первое, что нужно сделать, — это определить тип заикания и сопутствующее поведение. Важно наблюдать и прорабатывать с пациентом ситуацию заикания и вызывающие ее стимулы. Кроме того, специалисты изучают двигательные процессы, сопровождающие речь пациента и его индивидуальные компенсаторные механизмы.

Основными целями терапии заикания являются:

  • избавление от страха перед процессом говорения;
  • практика беглой речи;
  • освоение новых манер речи и их использование в повседневной жизни;
  • управление ритмом речи и дыхания.

Комплексная терапия включает в себя:

  • модификацию заикания (подход, основанный на профилактике избегания речи);
  • повышение беглости речи с помощью вокальных и речевых вариаций;
  • тренировку самовосприятия, работу с телом, восприятие последовательности движений;
  • снижение напряжения (в том числе прогрессирующее расслабление мышц по Якобсону);
  • работу над эмоциями, психическими реакциями;
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • тренировку уверенности в себе.

Одним из специальных методов терапии заикания для взрослых является обучение беглости речи. Он предназначен для изменения манеры речи и предотвращения заикания пациента в первую очередь. Методы включают, например, использование мягкого голоса в начале слова и растягивание гласных. Пациенты также учатся контролировать свое дыхание. Однако этот метод требует интенсивной практики, чтобы изначально странное звучание превратилось в естественный речевой поток.

Речевые и двигательные упражнения, такие как ритмичные стихи и песни, а также упражнения на расслабление и диалог, призваны стимулировать ощущение радости от речи. В ходе занятия улучшаются навыки:

  • разборчивой речи (отрабатываются артикуляционные сочетания);
  • быстрого произнесения последовательности слогов;
  • структурирования лингвистического контента;
  • ритмизации речи.

Другой метод — модификация заикания. Его задача состоит не в том, чтобы полностью избежать заикания, а в том, чтобы вызвать контролируемое заикание. Таким образом, больной должен научиться реагировать на свое заикание и сознательно управлять нарушенным потоком речи. Чем больше случаев заикания пациент изменяет таким образом, тем меньше он тревожится из-за своего дефекта. С каждым успешным плавным выходом из заикания пациент обретает уверенность в себе и, как правило, его речь становится гораздо более плавной. Новый, позитивный паттерн говорения постепенно вытесняет старый.

Пациент приобретает уверенность в себе и открыто решает свою проблему.

Шансы на успех терапии заикания тем выше, чем раньше начнется лечение. Нуждается ли заикающийся человек в терапии, зависит от тяжести речевого расстройства. Критериями являются:

  • частота приступов заикания;
  • их интенсивность.

Нарушение необходимо лечить, если оно причиняет больному психическое напряжение. Заикающиеся люди больше всего боятся реакции своего окружения. Когда они расслаблены, речь обычно также течет плавно. Окружающие могут помочь своему собеседнику, сняв психологическое напряжение:

  1. Относитесь к заикающемуся человеку серьезно и доброжелательно.
  2. Слушайте его спокойно и терпеливо.
  3. Не перебивайте и не продолжайте говорить за него из-за нетерпения.
  4. Сигнализируйте о внимании к его словам, поддерживая зрительный контакт.

Важное условие: нельзя высмеивать заикающегося человека. Это может не только усилить дефект, но и свести на нет результаты длительной терапии.

Чем поможет клиника «Чудо Доктор»

Опытные врачи

В нашем медцентре вы получите помощь специалистов высшей категории, имеющих успешный опыт лечения заикания у взрослых.

Передовое оснащение

В клинике есть современное оборудование, позволяющее диагностировать и скорректировать неврологические причины заикания.

Индивидуальный подход

Способы лечения разрабатываются индивидуально для каждого больного. При необходимости к терапии подключаются специалисты других направлений (неврологи, психотерапевты, психологи).

Комфортные условия

Занятия с врачом проходят в удобное для вас время. В клинике создана доброжелательная расслабляющая атмосфера.

Если вам нужна помощь логопеда для взрослых, запишитесь на прием на сайте клиники или указанным по телефонам.

Автор

логопед

Стаж 26 лет
+7 (495) 032-15-21

Куликова Александра Анатольевна Куликова Александра Анатольевна Записаться Куликова Александра Анатольевна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (1)
Баранова Марина Викторовна Баранова Марина Викторовна Записаться Баранова Марина Викторовна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 26 лет Отзывы (1)

Отзывы

  • 29 октября 2018

    Я в восторге от высокой квалификации этого врача! Она сделала просто невероятное! Мой ребенок, несколько лет безуспешно пытавшийся справиться с заиканием, занимаясь с другими врачами, только благодаря ее усердию, какой-то интересной методике стал говорить абсолютно четко, без намека на заикание! Это придало ему уверенность в школе. Это не может не радовать меня, как маму! Я всем всем-всем мамочкам советую вести своих детей именно к ней. Она очень приятная во всех отношениях женщина и высококвалифицированный врач.

  • 28 апреля 2017

    Хотим выразить коллективную благодарность от всей нашей группы , логопедам Куликовой Александре Анатольевне и Барановой Марине Викторовне!!! После курса детей не узнать, ушли и практически стали не заметными такие серьезные проблемы с речью, как заикание, ОНР 1 и 2 степени, дизартрия, алалия, некоторые дети в начале не говорили вообще!!! Сейчас разговаривают полными фразами, ходят в обычный садик!!!! Огромная благодарность, за умение найти подход даже к самым капризным деткам!!! На эти занятия дети ходят с удовольствием!!!! Рекомендуем всем , берут даже малышей!!! Не затягивайте, если видите проблемы у ребёнка , чем раньше обнаружена проблема, тем легче Ее решить!!! Специалисты в Чудо Докторе прекрасные!!!!

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить