Проявлением нарушений речи у детей может быть неправильное произношение одного отдельного звука, выраженные дефекты речи или проглатывание окончаний. При наличии признаков патологии необходимо как можно скорее обратиться к логопеду. Правильно поставленная речь в дальнейшем положительно скажется на многих сферах жизни ребенка.

Трудности коррекции

Коррекция звукопроизношения

Недостатки произношения того или иного звука вызывают беспокойство с началом обучения в подготовительных группах или школе. Нарушения звукопроизношения часто сопровождаются неврологической симптоматикой, поведенческими особенностями или отклонениями в функционировании и строении артикуляционного аппарата. Это усложняет коррекцию звукопроизношения у детей.

В начале работы над исправлением звукопроизношения логопед сталкивается со сложностью вызывания звука, из-за того что ребенок не может уловить и удержать правильную артикуляционную позу. Специалист добивается выстраивания нужного положения с помощью инструментария и по подражанию.

Добиться правильной артикуляции – еще половина задачи. Нужно, чтобы ребенок ее запомнил. Многократные повторения слов, заучивание стихов и скороговорок не всегда дают нужный эффект. Бывают случаи, когда ребенок прилагает старания к правильному произношению звуков только в присутствии логопеда. Специалисты называют это «кабинетной речью».

Постановка звука

Под постановкой звука логопеды подразумевают процесс обучения правильному произношению звуков. Ребенку показывают на своем примере и помогают придать артикуляционным органам положение, необходимое для произношения того или иного звука.

Постановка звука необходима при его полном отсутствии в речи или замены другими, трудно исправимых дефектах в произношении (например, «картавое» Р).

Часто постановка звука невозможна без предварительной артикуляционной гимнастики, развивающей мускулатуру губ, языка и щек, так как иногда ребенок просто не может придать языку необходимое положение.

В случае аномалий в строении речевого аппарата для успешной коррекции нарушенного произношения и его постановки требуется их устранение.

Автоматизация звука

После того, как ребенок освоит правильное произношение отдельного звука, логопед переходит к его автоматизации, то есть приемам постановки, его отработке в связной речи. Работа идет последовательно:

  1. Сначала отрабатывается произношение звука в слоге, слове, затем в специально подобранных фразах.
  2. На последнем этапе логопед работает с текстовыми речевыми материалами с вновь воспитанным звуком.

Нельзя переходить к автоматизации до получения правильного произношения изолированного звука. Однако в случае механической дислалии и выраженной дизартрии логопеды делают исключения. Последовательность работы по автоматизации звуков одинакова при всех типах дефектов звукопроизношения.

Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним

Задача логопеда – не только поставить правильное произношение звука, но и развить в ребенке навык уместного употребления вновь воспитанного звука, научить отличать его от других акустически или артикуляторно близких звуков. Добиваются этого специальными упражнениями.

Переход к дифференциации звуков начинают только тогда, когда умение произносить правильный звук уже достаточно автоматизировано, ребенок может произнести его в любом словосочетании.

Для стойкой положительной динамики должен прикладывать усилия не только логопед, но и родители. Их задача – контролировать речь ребенка в обычной жизни.

Сенсорная функциональная дислалия

Сенсорной функциональной дислалией называют нарушение произношения, связанное с функциональными нарушениями в центральном отделе речеслухового анализатора. Из-за этого ребенок с трудом различает акустически и артикуляционно близкие звуки – звонкие и глухие, мягкие или твердые. В искажении речи это отображается так: «сапка» вместо «шапка», «клан» вместо «кран» и т.д.

В зависимости от характера дефекта произношения ребенок искажает или вовсе не произносит некоторые звуки или же смешивает их. В некоторых случаях к сенсорной присоединяется моторная дислалия, когда ребенок из-за неточных движений языка и губ искажает звуки. Исправление недостатков проводится комплексно.

С чем обычно сочетаются нарушения речи

Нарушение речи у ребенка может быть связано с неврологическими, поведенческими проблемами, а также физиологическими нарушениями. Для успешной коррекции работа ведется над всеми выявленными отклонениями.

Неврологическая симптоматика

Неврологическая симптоматика вызвана нарушением мышечного тонуса. Патология делится на три типа:

  • гипертонус;

  • гипотонус;

  • мышечная дистония.

Гипертонус проявляется в повышенном тонусе мускулатуры артикуляционного аппарата: шеи, лица, губ, языка.

При гипотонусе тонус мускулатуры снижен.

При мышечной дистонии он изменяется от пониженного до повышенного.

Поведенческие особенности

Коррекция звукопроизношения осложнена у детей с поведенческими особенностями: гиперактивностью и синдромом дефицита внимания. Чаще всего они дополняют друг друга, но встречается как гиперактивность без синдрома дефицита внимания, так и наоборот.

Нарушения в строении артикуляторного аппарата

Сложно добиться постановки правильного звукопроизношения у детей с нарушениями артикуляционного аппарата. Распространенные причины:

  • короткая подъязычная уздечка;

  • нарушения прикуса;

  • апраксия;

  • диспраксия.

В сложных случаях эти нарушения дополняются неврологической симптоматикой и особенностями поведения.

Комплексный подход к коррекции звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения дает лучший результат, когда логопед использует комплексный подход. Он направлен не только на правильную постановку звука артикуляционными упражнениями, но и нормализацию тонуса мышц, коррекцию особенностей поведения.

Комбинированные приемы коррекции помогают быстрее добиться правильного произношения звуков, формирования навыков их произношения в связной речи.

Логопедический массаж

Цели логопедического массажа:

  • нормализация тонуса мышц шеи, лица и языка;
  • задействование в работу бездействующей мускулатуры;
  • подготовка речевого аппарата к правильному произношению звуков;
  • стимуляция речевой активности.

Процедура включает комплекс упражнений, который составляется индивидуально для каждого ребенка.

Логопедический массаж делится на несколько видов: ручной, точечный, аппаратный, зондовый.

Классическим вариантом считается ручной массаж. Логопеды в практике используют его чаще всего.

Зондовый массаж проводится с использованием специальных инструментов, помогает прицельно воздействовать на определенные участки артикуляционного аппарата.

Точечный массаж делают для воздействия на речевые центры в головном мозге.

Дыхательная гимнастика

В комплексную коррекцию звукопроизношения обязательно включают дыхательную гимнастику. Она необходима для правильно поставленного речевого дыхания, от которого зависит четкость произношения звуков, ясность дикции.

Дыхательные упражнения выполняют не дольше 5-7 минут за одно занятие, комбинируют с другими методами коррекции речевого нарушения.

Все упражнения дыхательной гимнастики строятся на задержках дыхания, вдохах и выдохах. Для поддержания интереса ребенка в занятия вносятся элементы игры.

С помощью дыхательной гимнастики решают следующие проблемы:

  • проглатывание конца слова из-за неравномерного распределения выдыхаемого воздуха;
  • тихая, едва различимая речь из-за слабого вдоха и выдоха;
  • вдох при произношении слова из-за неправильного распределения дыхания;
  • торопливая речь без пауз, «захлебывание» словами;
  • неравномерная громкость речи.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика относится к основным методам логопедической коррекции звукопроизношения. Упражнения направлены на тренировку мышц языка, щек и губ. Артикуляционная гимнастика бывает активной и пассивной, традиционной и нетрадиционной. Комплекс упражнений логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка в зависимости от нарушения звукопроизношения.

От правильности подбора и качества выполнения напрямую зависит динамика коррекции звукопроизношения. Упражнения ребенок делает каждое занятие с логопедом, стоя перед зеркалом. За один раз рекомендуется выполнять 5-7 повторов. К следующему упражнению переходят только после успешного освоения предыдущего.

Пальчиковая гимнастика

Есть прямая связь между мелкой моторикой и уровнем развития речи ребенка. Она кроется в строении коры головного мозга: зона, отвечающая за движение рук, расположена рядом с речевой зоной. Поэтому в комплексной коррекции звукопроизношения логопеды используют пальчиковую гимнастику и массаж рук. Сначала выполняют простейшие упражнения, затем добавляют к ним речевое сопровождение.

Пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме. Логопеды рекомендуют родителям начинать работу над мелкой моторикой в самом раннем возрасте, как только у ребенка появляется тактильный интерес к окружающим предметам. Регулярные занятия положительно влияют на речевое развитие.

Фонематическое восприятие

В рамках комплексной логопедической коррекции звукопроизношения специалисты работают над фонематическим слухом и фонематическим восприятием. Это разные понятия, первое из которых означает умение различать звуки в похожих по звучанию, но разных по значению словах. Фонематическое восприятие развивается у ребенка с началом обучения грамоте. Он учится определять звуки в словах, их позицию, количество и последовательность.

Фонематическое восприятие нарушено практически у всех детей с дефектами речи. Логопеды развивают его постепенно, последовательно:

  • На первом этапе ведется работа по узнаванию неречевых звуков.
  • На втором – учатся различать силу голоса и высоту тембра. Например, кошка-котенок, куры-цыплята.
  • На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.
  • На четвертом – дифференцируют отдельные слоги. В ходе игры логопед называет несколько повторяющихся одинаковых слогов и один отличный. Задача ребенка выделить лишний слог. Все занятия проводятся в форме игр.

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихология – наука, объединяющая медицину, психологию и физиологию, изучающая развитие и функционирование мозга человека. Если у логопеда нет возможности работать совместно с нейропсихологом, в программу коррекции звукопроизношения включаются отдельные элементы нейропсихологических программ.

У детей с нарушениями речи в любом из отделов мозга могут обнаружиться органические изменения. Нарушения бывают вызваны гипоксией еще на стадии беременности матери или нарушениями развития ребенка (подъем головы, ползание, сидение и так далее). Нейропсихологическая коррекция помогает добиться положительной динамики, когда недостатки звукопроизношения осложнены неврологической симптоматикой или поведенческими особенностями.

Программа строится индивидуально для каждого ребенка, должна проводиться только квалифицированными нейропсихологами.

Речедвигательная ритмика

Комплекс двигательных упражнений, связанных с произношением, помогает автоматизировать вызванные звуки. В их выполнении задействуется мимическая мускулатура, органы артикуляции, мелкая и общая моторика.

В комплекс речедвигательной ритмики входят двигательные упражнения для нормализации мышечного тонуса, развития дыхания, активизации внимания, четкости и дифференцированности движений.

Автор

логопед

Стаж 41 лет
+7 (495) 032-15-21

Куликова Александра Анатольевна Куликова Александра Анатольевна Записаться Куликова Александра Анатольевна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (1)
Баранова Марина Викторовна Баранова Марина Викторовна Записаться Баранова Марина Викторовна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 26 лет Отзывы (1)

Отзывы

  • 29 октября 2018

    Я в восторге от высокой квалификации этого врача! Она сделала просто невероятное! Мой ребенок, несколько лет безуспешно пытавшийся справиться с заиканием, занимаясь с другими врачами, только благодаря ее усердию, какой-то интересной методике стал говорить абсолютно четко, без намека на заикание! Это придало ему уверенность в школе. Это не может не радовать меня, как маму! Я всем всем-всем мамочкам советую вести своих детей именно к ней. Она очень приятная во всех отношениях женщина и высококвалифицированный врач.

  • 28 апреля 2017

    Хотим выразить коллективную благодарность от всей нашей группы , логопедам Куликовой Александре Анатольевне и Барановой Марине Викторовне!!! После курса детей не узнать, ушли и практически стали не заметными такие серьезные проблемы с речью, как заикание, ОНР 1 и 2 степени, дизартрия, алалия, некоторые дети в начале не говорили вообще!!! Сейчас разговаривают полными фразами, ходят в обычный садик!!!! Огромная благодарность, за умение найти подход даже к самым капризным деткам!!! На эти занятия дети ходят с удовольствием!!!! Рекомендуем всем , берут даже малышей!!! Не затягивайте, если видите проблемы у ребёнка , чем раньше обнаружена проблема, тем легче Ее решить!!! Специалисты в Чудо Докторе прекрасные!!!!

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить