Диагностика у логопеда

Логопедическое обследование играет важную роль в оценке речевого развития ребенка.

Сегодня наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями речи, часто у них присутствуют трудности, связанные с адаптацией в социуме и эмоционально-волевые расстройства разной степени выраженности, которые выявляются на различных этапах логопедического обследования.

С одной стороны, оно позволяет выявить нарушение, а с другой – определить метод воздействия на него с помощью коррекционного обучения.

В состав логопедического обследования входят:

  1. Общее исследование с анализом мнестических функций, эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов.
  2. Речевое исследование – оценка развития устной и письменной речи, а также слуховой памяти.

Охватывая тем самым все области развития ребенка, логопедическое обследование помогает определить эффективный метод коррекции.

Логопедическая диагностика возрастных речевых отклонений от 1 года до 6 лет

К сожалению, полное отсутствие речи, или афазия – не единственная проблема в логопедической практике, существуют и другие нарушения, которые могут быть не связаны с нарушением речи:

  • снижение слуха или полная глухота;
  • неврологические осложнения;
  • отклонения психики;
  • дефекты звукопроизношения: гнусавость, сигматизм;
  • подмена звуков;
  • множество других расстройств, оказывающих непосредственное влияние на адаптацию детей в дошкольных учреждениях, школах.

Что может послужить поводом для обращения к логопеду:

  1. В 1 год ребенок активно лепечет, произносит простые слоги. Если этого нет, необходимо посетить невролога и оториноларинголога.
  2. В 2 года ребенок произносит около 10 слов или молчит. Если у ребенка отмечаются сложности в развитии моторики, это повод посетить специалиста.
  3. В 3 года необходимо пройти профилактическое обследование, даже если на ваш взгляд всё хорошо. В этот период занятия с логопедом уже дадут положительные результаты в минимальные сроки. Полное отсутствие речи в это время – довольно опасный симптом.
  4. В 4 года обсудите с ребенком персонажей любимой книги, нарисованных на ее страницах, или героев любимого мультфильма. Если есть затруднения, и произношение нечеткое, обязательно обратитесь к логопеду.
  5. В 5 лет логопед поможет избавиться от гнусавости, шепелявости, чересчур мягкого произношения.
  6. В 6 лет во время подготовки к школе консультация дошкольников у специалиста обязательна. Любые отклонения могут отразиться на успеваемости в школе и адаптации дошколят к новым условиям.

Какие цели преследует логопедическое обследование?

Основы логопедического обследования включают в себя и методы педагогического:

  • комплексный подход;
  • целостность;
  • динамика;
  • обнаружение и анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследуют все стороны речевой функции, а также учитывают факторы общего и вербального развития.

Предметом логопедического обследования является обнаружение особенностей онтогенеза речи и речевых расстройств у малышей с отклонениями развития, речевые процессы и тесно связанная с ними неречевая деятельность. Субъектом этого обследования является ребенок или человек с расстройством речи.

Логопедическое обследование речевого развития

Логопедическое обследование – совокупность мер, позволяющая выявить расстройство речевой функции посредством полного и многообразного изучения отдельных элементов, которые учитывают данные о становлении личности с раннего возраста.

Цель обследования детей – анализ и оценка онтогенеза речи, степени ее связанности, соответствия нормам по возрасту с определением возможностей и путей коррекции речевых дефектов.

Задачи логопедического обследования речевого развития

Логопедическая диагностика осуществляется комплексно и принимает к сведению психологические, интеллектуальные и возрастные особенности ребенка. Задачами логопедического обследования являются:

  • определение степени развитости всех сторон речи детей;
  • диагностика нарушений системы речи и анализ причинно-следственных факторов;
  • оценка возможности формирования компенсаторных механизмов и предположение динамики коррекционно-логопедической работы;
  • определение уровня общего развития, оформление логопедического заключения с целью формулировки программы адаптации и варианта процесса обучения.

Логопедическое обследование дополнительно оценивает маркеры сенситивного развития. Устанавливаются навыки, которыми обладает ребенок, – определение цвета и формы объекта, оценка ориентированности в пространстве и времени, способности к проведению анализа.

Что входит в логопедическое обследование?

Диагностика речевого развития состоит:

  • из диагностики логопедом развития речевой функции и обнаружения недостатков, что занимает около 60 минут (экспресс-диагностика – 45 минут);
  • консультация родителей, разъяснение интересующих вопросов;
  • формирование логопедического заключения;
  • разбор с родителями предлагаемой индивидуальной программы для ребенка.

Этапы логопедического обследования детей

Анализ развития речевой функции ребенка, а также обнаружение ее дефектов состоит из следующих этапов:

  • ориентировочный этап представляет собой знакомство с ребенком, опрос его и родителей, установку контакта;
  • дифференцировочный этап предназначен для обследования когнитивной и сенсорной деятельности, позволяет провести дифференциальную диагностику первичных расстройств речи и дефектов, обусловленных нарушениями анализаторов слуха и зрения, а также интеллекта;
  • основной этап или собственно логопедическое обследование всех элементов речи и выявление расстройств;
  • уточняющий или заключительный этап предполагает наблюдение за малышом в динамике в ходе логопедической коррекции.

Ориентировочный этап

Отправной точкой является разговор с мамой и папой малыша, выяснение нюансов пренатального, натального и постнатального анамнеза. Специалистом учитываются течение беременности, хроническая сопутствующая патология матери и проблемы в период гестации. Выявляются особенности родового периода: начало схваток, время родов, безводный период, состояние ребенка в первые дни после рождения. Далее отмечаются особенности и этапы развития ребенка.

На консультации родителям ребенка может быть предложена анкета для заполнения в домашних условиях. Происходит ознакомление с предоставленными медицинскими документами, заключениями других врачей (невролога, офтальмолога, оториноларинголога).

Далее специалист знакомится с ребенком и в процессе беседы устанавливает контакт и предполагает наличие тех или иных отклонений.

Дифференцировочный этап

Онтогенез речи напрямую зависит от взаимного влияния следующих факторов:

  • ход когнитивной работы;
  • целостность речевой и двигательной сфер;
  • отсутствие патологий зрительного и слухового анализатора.

Мыслительные процессы исследуют с помощью досок Сегена, сбора матрешек и пирамидки, конструктора, отгадывания загадок и других методов.

Речедвигательная сфера обследуется с оценкой работы мимических и артикуляционных мышц, развития общей речевой моторики и мелкой моторики рук.

Отсутствие нарушений слуха и зрения играет важную роль в онтогенезе речи, поскольку даже незначительное их нарушение ведет к выраженным расстройствам. Минимальный уровень снижения слуха заметить сложно, поскольку включаются компенсаторные механизмы. Однако возникает задержка развития речи, нарушения артикуляции, аграмматизм.

Логопедическое обследование выявляет ошибки в речевом строе:

  • замена и смешение звуков нестойкого характера;
  • аффрикаты в речи («тсыпленок»);
  • расстройства смягчения согласных звуков и мягкости в необходимых;
  • дефекты озвончения;
  • нарушение темпового рисунка речи;
  • неправильное ударение в хорошо знакомых словах;
  • нарушенное восприятие безударных частей слова.

Основной этап

На этом этапе логопедического обследования изучаются звуковой строй речи, строение артикуляционного аппарата, функция речевого дыхания, голосообразования, фонематический слух, восприятия, словарный запас:

  1. Исследование звуковой стороны речи у малышей позволяет оценить два взаимосвязанных компонента – артикуляционный, который позволяет проанализировать особенности звукообразования каждым ребенком, и фонологический, который изучает обследование звукопроизношения и инструментальные методы (камертональный, аудиометрия).
  2. Исследование артикуляционного аппарата подразумевает изучение строения губ, правильности прикуса, посадки зубов, особенности мягкого и твердого неба.
  3. Исследование дыхательной функции изначально определяет тип неречевого дыхания, которое может быть диафрагмальным или ключичным, грудным или смешанным. Далее специалист характеризует речевое дыхание: его объем, частоту и продолжительность.
  4. Исследование голосовой функции позволяет определить громкость и тембр голоса, а также его модуляцию.
  5. Исследование просодики речи оценивает ее темп, ритм и интонацию.
  6. Фонематическое восприятие обследуется после оценки физического слуха ребенка, поскольку часто отмечается нарушение фонематического слуха при нормальном физическом.
  7. Исследование восприятия речи, в состав которого входит понимание значений слов, предложений, а также грамматических форм.
  8. Лексический запас ребенка предполагает выявление дефицита вербальных средств общения.
  9. Исследование же связной речи изучается посредством пересказа, рассказа по сюжетной картинке или собственного рассказа.

Заключительный этап

Предполагает оформление логопедического заключения специалистом, в котором отражаются все обобщенные данные изученных областей и выявленные отклонения от нормы. Логопед, собрав полную информацию о ребенке и нарушении речи, приступает к формированию протокола обследования.

Комплексная, динамическая и всесторонняя логопедическая диагностика детей позволяет наметить план быстрой и эффективной помощи ребенку с речевым расстройством.

Автор

логопед

Стаж 41 лет
+7 (495) 032-15-21

Куликова Александра Анатольевна Куликова Александра Анатольевна Записаться Куликова Александра Анатольевна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (1)
Баранова Марина Викторовна Баранова Марина Викторовна Записаться Баранова Марина Викторовна

логопед

Стоимость
приема:
1 700 ₽
Стаж 26 лет Отзывы (1)

Отзывы

  • 29 октября 2018

    Я в восторге от высокой квалификации этого врача! Она сделала просто невероятное! Мой ребенок, несколько лет безуспешно пытавшийся справиться с заиканием, занимаясь с другими врачами, только благодаря ее усердию, какой-то интересной методике стал говорить абсолютно четко, без намека на заикание! Это придало ему уверенность в школе. Это не может не радовать меня, как маму! Я всем всем-всем мамочкам советую вести своих детей именно к ней. Она очень приятная во всех отношениях женщина и высококвалифицированный врач.

  • 28 апреля 2017

    Хотим выразить коллективную благодарность от всей нашей группы , логопедам Куликовой Александре Анатольевне и Барановой Марине Викторовне!!! После курса детей не узнать, ушли и практически стали не заметными такие серьезные проблемы с речью, как заикание, ОНР 1 и 2 степени, дизартрия, алалия, некоторые дети в начале не говорили вообще!!! Сейчас разговаривают полными фразами, ходят в обычный садик!!!! Огромная благодарность, за умение найти подход даже к самым капризным деткам!!! На эти занятия дети ходят с удовольствием!!!! Рекомендуем всем , берут даже малышей!!! Не затягивайте, если видите проблемы у ребёнка , чем раньше обнаружена проблема, тем легче Ее решить!!! Специалисты в Чудо Докторе прекрасные!!!!

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить