Диагностическое обследование речи
Логопедическое обследование играет важную роль в оценке речевого развития ребенка.
Сегодня наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями речи, часто у них присутствуют трудности, связанные с адаптацией в социуме и эмоционально-волевые расстройства разной степени выраженности, которые выявляются на различных этапах логопедического обследования.
С одной стороны, оно позволяет выявить нарушение, а с другой – определить метод воздействия на него с помощью коррекционного обучения.
В состав логопедического обследования входят:
- Общее исследование с анализом мнестических функций, эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов.
- Речевое исследование – оценка развития устной и письменной речи, а также слуховой памяти.
Охватывая тем самым все области развития ребенка, логопедическое обследование помогает определить эффективный метод коррекции.
Логопедическая диагностика возрастных речевых отклонений от 1 года до 6 лет
К сожалению, полное отсутствие речи, или афазия – не единственная проблема в логопедической практике, существуют и другие нарушения, которые могут быть не связаны с нарушением речи:
- снижение слуха или полная глухота;
- неврологические осложнения;
- отклонения психики;
- дефекты звукопроизношения: гнусавость, сигматизм;
- подмена звуков;
- множество других расстройств, оказывающих непосредственное влияние на адаптацию детей в дошкольных учреждениях, школах.
Что может послужить поводом для обращения к логопеду:
- В 1 год ребенок активно лепечет, произносит простые слоги. Если этого нет, необходимо посетить невролога и оториноларинголога.
- В 2 года ребенок произносит около 10 слов или молчит. Если у ребенка отмечаются сложности в развитии моторики, это повод посетить специалиста.
- В 3 года необходимо пройти профилактическое обследование, даже если на ваш взгляд всё хорошо. В этот период занятия с логопедом уже дадут положительные результаты в минимальные сроки. Полное отсутствие речи в это время – довольно опасный симптом.
- В 4 года обсудите с ребенком персонажей любимой книги, нарисованных на ее страницах, или героев любимого мультфильма. Если есть затруднения, и произношение нечеткое, обязательно обратитесь к логопеду.
- В 5 лет логопед поможет избавиться от гнусавости, шепелявости, чересчур мягкого произношения.
- В 6 лет во время подготовки к школе консультация дошкольников у специалиста обязательна. Любые отклонения могут отразиться на успеваемости в школе и адаптации дошколят к новым условиям.
Какие цели преследует логопедическое обследование?
Основы логопедического обследования включают в себя и методы педагогического:
- комплексный подход;
- целостность;
- динамика;
- обнаружение и анализ речевого нарушения.
Комплексность, целостность и динамичность обследуют все стороны речевой функции, а также учитывают факторы общего и вербального развития.
Предметом логопедического обследования является обнаружение особенностей онтогенеза речи и речевых расстройств у малышей с отклонениями развития, речевые процессы и тесно связанная с ними неречевая деятельность. Субъектом этого обследования является ребенок или человек с расстройством речи.
Логопедическое обследование речевого развития
Логопедическое обследование – совокупность мер, позволяющая выявить расстройство речевой функции посредством полного и многообразного изучения отдельных элементов, которые учитывают данные о становлении личности с раннего возраста.
Цель обследования детей – анализ и оценка онтогенеза речи, степени ее связанности, соответствия нормам по возрасту с определением возможностей и путей коррекции речевых дефектов.
Задачи логопедического обследования речевого развития
Логопедическая диагностика осуществляется комплексно и принимает к сведению психологические, интеллектуальные и возрастные особенности ребенка. Задачами логопедического обследования являются:
- определение степени развитости всех сторон речи детей;
- диагностика нарушений системы речи и анализ причинно-следственных факторов;
- оценка возможности формирования компенсаторных механизмов и предположение динамики коррекционно-логопедической работы;
- определение уровня общего развития, оформление логопедического заключения с целью формулировки программы адаптации и варианта процесса обучения.
Логопедическое обследование дополнительно оценивает маркеры сенситивного развития. Устанавливаются навыки, которыми обладает ребенок, – определение цвета и формы объекта, оценка ориентированности в пространстве и времени, способности к проведению анализа.
Что входит в логопедическое обследование?
Диагностика речевого развития состоит:
- из диагностики логопедом развития речевой функции и обнаружения недостатков, что занимает около 60 минут (экспресс-диагностика – 45 минут);
- консультация родителей, разъяснение интересующих вопросов;
- формирование логопедического заключения;
- разбор с родителями предлагаемой индивидуальной программы для ребенка.
Этапы логопедического обследования детей
Анализ развития речевой функции ребенка, а также обнаружение ее дефектов состоит из следующих этапов:
- ориентировочный этап представляет собой знакомство с ребенком, опрос его и родителей, установку контакта;
- дифференцировочный этап предназначен для обследования когнитивной и сенсорной деятельности, позволяет провести дифференциальную диагностику первичных расстройств речи и дефектов, обусловленных нарушениями анализаторов слуха и зрения, а также интеллекта;
- основной этап или собственно логопедическое обследование всех элементов речи и выявление расстройств;
- уточняющий или заключительный этап предполагает наблюдение за малышом в динамике в ходе логопедической коррекции.
Ориентировочный этап
Отправной точкой является разговор с мамой и папой малыша, выяснение нюансов пренатального, натального и постнатального анамнеза. Специалистом учитываются течение беременности, хроническая сопутствующая патология матери и проблемы в период гестации. Выявляются особенности родового периода: начало схваток, время родов, безводный период, состояние ребенка в первые дни после рождения. Далее отмечаются особенности и этапы развития ребенка.
На консультации родителям ребенка может быть предложена анкета для заполнения в домашних условиях. Происходит ознакомление с предоставленными медицинскими документами, заключениями других врачей (невролога, офтальмолога, оториноларинголога).
Далее специалист знакомится с ребенком и в процессе беседы устанавливает контакт и предполагает наличие тех или иных отклонений.
Дифференцировочный этап
Онтогенез речи напрямую зависит от взаимного влияния следующих факторов:
- ход когнитивной работы;
- целостность речевой и двигательной сфер;
- отсутствие патологий зрительного и слухового анализатора.
Мыслительные процессы исследуют с помощью досок Сегена, сбора матрешек и пирамидки, конструктора, отгадывания загадок и других методов.
Речедвигательная сфера обследуется с оценкой работы мимических и артикуляционных мышц, развития общей речевой моторики и мелкой моторики рук.
Отсутствие нарушений слуха и зрения играет важную роль в онтогенезе речи, поскольку даже незначительное их нарушение ведет к выраженным расстройствам. Минимальный уровень снижения слуха заметить сложно, поскольку включаются компенсаторные механизмы. Однако возникает задержка развития речи, нарушения артикуляции, аграмматизм.
Логопедическое обследование выявляет ошибки в речевом строе:
- замена и смешение звуков нестойкого характера;
- аффрикаты в речи («тсыпленок»);
- расстройства смягчения согласных звуков и мягкости в необходимых;
- дефекты озвончения;
- нарушение темпового рисунка речи;
- неправильное ударение в хорошо знакомых словах;
- нарушенное восприятие безударных частей слова.
Основной этап
На этом этапе логопедического обследования изучаются звуковой строй речи, строение артикуляционного аппарата, функция речевого дыхания, голосообразования, фонематический слух, восприятия, словарный запас:
- Исследование звуковой стороны речи у малышей позволяет оценить два взаимосвязанных компонента – артикуляционный, который позволяет проанализировать особенности звукообразования каждым ребенком, и фонологический, который изучает обследование звукопроизношения и инструментальные методы (камертональный, аудиометрия).
- Исследование артикуляционного аппарата подразумевает изучение строения губ, правильности прикуса, посадки зубов, особенности мягкого и твердого неба.
- Исследование дыхательной функции изначально определяет тип неречевого дыхания, которое может быть диафрагмальным или ключичным, грудным или смешанным. Далее специалист характеризует речевое дыхание: его объем, частоту и продолжительность.
- Исследование голосовой функции позволяет определить громкость и тембр голоса, а также его модуляцию.
- Исследование просодики речи оценивает ее темп, ритм и интонацию.
- Фонематическое восприятие обследуется после оценки физического слуха ребенка, поскольку часто отмечается нарушение фонематического слуха при нормальном физическом.
- Исследование восприятия речи, в состав которого входит понимание значений слов, предложений, а также грамматических форм.
- Лексический запас ребенка предполагает выявление дефицита вербальных средств общения.
- Исследование же связной речи изучается посредством пересказа, рассказа по сюжетной картинке или собственного рассказа.
Заключительный этап
Предполагает оформление логопедического заключения специалистом, в котором отражаются все обобщенные данные изученных областей и выявленные отклонения от нормы. Логопед, собрав полную информацию о ребенке и нарушении речи, приступает к формированию протокола обследования.
Комплексная, динамическая и всесторонняя логопедическая диагностика детей позволяет наметить план быстрой и эффективной помощи ребенку с речевым расстройством.
Врачи - логопеды 2
Отзывы
-
Я в восторге от высокой квалификации этого врача! Она сделала просто невероятное! Мой ребенок, несколько лет безуспешно пытавшийся справиться с заиканием, занимаясь с другими врачами, только благодаря ее усердию, какой-то интересной методике стал говорить абсолютно четко, без намека на заикание! Это придало ему уверенность в школе. Это не может не радовать меня, как маму! Я всем всем-всем мамочкам советую вести своих детей именно к ней. Она очень приятная во всех отношениях женщина и высококвалифицированный врач.
-
Хотим выразить коллективную благодарность от всей нашей группы , логопедам Куликовой Александре Анатольевне и Барановой Марине Викторовне!!! После курса детей не узнать, ушли и практически стали не заметными такие серьезные проблемы с речью, как заикание, ОНР 1 и 2 степени, дизартрия, алалия, некоторые дети в начале не говорили вообще!!! Сейчас разговаривают полными фразами, ходят в обычный садик!!!! Огромная благодарность, за умение найти подход даже к самым капризным деткам!!! На эти занятия дети ходят с удовольствием!!!! Рекомендуем всем , берут даже малышей!!! Не затягивайте, если видите проблемы у ребёнка , чем раньше обнаружена проблема, тем легче Ее решить!!! Специалисты в Чудо Докторе прекрасные!!!!
-
Не нашли интересующую вас услугу?
Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь
- Лицензии
- Сертификаты
- Свидетельства
Скоро мы с вами свяжемся