Тахилалия — это нейропсихическое расстройство, проявляющееся ускоренным темпом речи и двигательным беспокойством. При этом сохранено правильное оформление речи, в том числе и фонетическое, а также грамматический строй. Тахилалия сопровождается частыми повторениями одних и тех же слов или слогов, запинками, «проглатываниями», заменой их правильного произношения. Ввиду этих проявлений расстройство относится к нарушениям темпо-ритмической организации речепроизводства.

Тахилалия

Особенности расстройства

Тахилалия входит в число расстройств речепроизводства, для которых характерен патологически ускоренный, неряшливый речевой поток. Он существенно усложняет понимание и восприятие слов окружающими. При этом нарушении значительно ускоряется не только речевой темп, но и мелкая моторика. При тахилалии вместо стандартных 10–15 звуков на протяжении секунды ребенок произносит до 30.

Структуру речевого расстройства составляют частые повторы, «проглатывания», запинки, изменения отдельных слогов или целых слов, нарушения чтения и написания, ускоренное протекание процессов психического характера. При выявлении таких отклонений требуется комплексное обследование у логопеда, невролога, психолога и психиатра.

В большинстве случаев тахилалия развивается как вторичная патология на фоне основного заболевания психического или нервного характера. Чаще всего оно встречается среди детей с повышенной возбудимостью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Диагностика и лечение тахилалии требуют комплексного подхода. Первым делом необходимо точное определение причины расстройства, иначе нарушение речи может сопровождать человека на протяжении всей жизни, значительно ухудшая коммуникацию с окружающими.

Формы тахилалии

В зависимости от симптоматики и тяжести проявлений тахилалия классифицируется на 3 формы:

  1. Чистая — при данной разновидности тахилалии дети разговаривают в ускоренном темпе, но их речь не содержит лексических, фонетических и грамматических ошибок.
  2. Баттаризм (парафразия) — сопровождается «захлебыванием», невозможностью договорить до конца начатую фразу из-за существенных нарушений дыхания. Иногда баттаризм может сопровождаться неправильным построением лексических конструкций.
  3. Полтерн (спотыкание) — обрывистый разговор ребенка наполнен перерывами, повторениями ранее сказанных словосочетаний и заминками, у него появляются сложности с подбором правильных слов и выражением собственных мыслей.

Полтерн также подразделяют на несколько разновидностей в зависимости от типа нарушений. Он бывает моторным (ускоренная речь сопровождается неправильным произношением звуков), сенсорным (с одновременными нарушениями слуха), со сложностями в формулировке и подборе слов.

Основные причины расстройства

В логопедии выделяются разнообразные причины и механизмы развития расстройства, в основе которых лежит ряд соматических и психогенных факторов. К основной группе риска относятся дети с гиперактивностью, повышенной возбудимостью и неуравновешенной психикой.

Причины тахилалии:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекция;
  • хорея;
  • псевдобульбарный паралич;
  • шизофрения, олигофрения, эпилепсия и другие психические расстройства;
  • онкологические заболевания мозга;
  • нейрохирургические операции;
  • болезни инфекционного характера или травмы, перенесенные в период внутриутробного развития или новорожденности;
  • расстройства речевого дыхания, развивающиеся на фоне болезней носоглотки и прочих нарушений в работе ЛОР-органов;
  • нехватка правильного речевого общения.

При определении причин возникновения тахилалии нельзя исключать и социальные факторы. Это различные ошибки в воспитании ребенка, поощрение нарушений речи и подражание быстрому разговору родителей, кумиров или других взрослых.

В некоторых случаях развитие тахилалии может выступать вторичным проявлением серьезных психических расстройств — олигофрении, шизофрении, органического или маниакально-депрессивного психоза.

Признаки расстройства

Все признаки тахилалии условно подразделяются на две основные группы. К ним относится речевая и неречевая симптоматика:

  • заметное ускорение речевого потока до 28–30 звуков за секунду;
  • появление в речи неестественных интонаций;
  • усиленная экспрессивность и эмоциональность разговора;
  • перестановка звуков, отдельных слогов или целых слов во время написания;
  • невнятное произношение, появление заминок, повторов, беспричинных пауз и перестановок в речи;
  • «проглатывание» окончаний в словах;
  • нарушения в артикуляции и лексике;
  • замена отдельных букв или целых слов, схожих графически или акустически;
  • чрезмерная жестикуляция во время разговора;
  • избыточная активность мимики;
  • мгновенное переключение внимания;
  • прерывистые и стремительные движения кистями рук и ног;
  • двигательное беспокойство, сохраняющееся в период бодрствования и сна;
  • ухудшение запоминания и воспроизведения слуховой и зрительной информации;
  • повышенная эмоциональная возбудимость, при которой минимальное волнение вызывает покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение и ощущение паники.

У ребенка, страдающего тахилалией, часто наблюдаются патологии голосообразования — тембральное изменение голоса, нехватка воздуха для логического доведения фразы до конца. В результате дети вынуждены делить длинную фразу на несколько коротких, теряя их смысловую нагрузку.

Диагностика

При проявлении первых признаков тахилалии необходимо обратиться к врачу. Комплексную диагностику расстройства проводят одновременно несколько специалистов — неврологи, логопеды, психиатры.

Основные методы диагностики:

  • осмотр у невролога для оценки неврологического статуса;
  • осмотр у психиатра для выявления возможных расстройств психики;
  • аппаратная диагностика — электроэнцефалография, МРТ головного мозга, эхоэнцефалография.

Комплексная диагностика расстройства включает в себя и осмотр у логопеда-дефектолога. Специалист проверит устную и письменную речь ребенка, функциональность речевого аппарата, темпо-ритмические характеристики, правильность звукового произношения, грамматического и лексического речевого строя.

В обязательном порядке проводится проверка скорости письменного и устного воспроизведения зрительной или слуховой информации, расстановки ударений в словах и пауз, изменений в тембре голоса во время разговора и качества речевого дыхания.

Важная часть выявления тахилалии — сбор анамнеза. Врач в обязательном порядке уточняет наличие пороков при внутриутробном развитии и в неонатальный период, травмы, болезни и хирургические операции, которые перенес ребенок. На основе полученных данных ставится диагноз и подбирается наиболее эффективный метод коррекции.

Лечение тахилалии

Коррекция тахилалии требует комплексного подхода, состоящего из логопедического, медицинского и психотерапевтического направления:

  • логопедическое воздействие — методы подбираются в индивидуальном порядке, занятия могут быть групповыми;
  • медицинское воздействие — к этому направлению коррекции относится курс лекарственных препаратов, массажа, бальнеотерапии и ЛФК;
  • психотерапевтическое воздействие — наиболее действенными для коррекции тахилалии считаются методы арт-терапии и телесно-ориентированной терапии.

Комплексное сочетание этих направлений обеспечивает положительную динамику и позволяет восстановить речь ребенка.

Основная задача, которая ставится перед логопедом-дефектологом, — усовершенствование навыков плавной, неспешной и максимально спокойной речи. Наиболее эффективной у маленьких пациентов считается групповая форма логопедических занятий, которая способствует развитию организованности и дисциплины.

Логопедическая коррекция тахилалии строится на вопросно-ответных диалогах, речевых зарядках и упражнениях под такт, логоритмике, чтении вслух и прослушивании правильной речи. Важная роль отводится пересказам, групповым рассказам и публичным выступлениям.

Длительность коррекции при тахилалии у взрослого обычно не превышает 10–12 недель, у ребенка — до 1 года. В случае рецидива расстройства назначается повторный курс логопедических занятий.

Автор

невролог, детский невролог

Врач высшей категории
Стаж 41 лет
+7 (495) 032-15-21

Лезина Александра Юрьевна Лезина Александра Юрьевна Записаться Лезина Александра Юрьевна

невролог, детский невролог

Врач высшей категории Стоимость
приема:
4 900 ₽
Стаж 41 лет Отзывы (13)
Виноградова Татьяна Алексеевна Виноградова Татьяна Алексеевна Записаться Виноградова Татьяна Алексеевна

невролог, детский невролог, цефалголог

Кандидат медицинских наук Стоимость
приема:
6 000 ₽
Стаж 20 лет Отзывы (16)

Запишитесь на прием онлайн

Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу

Записаться на прием
Запишитесь на прием онлайн

Отзывы

  • 31 августа 2021

    31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!

  • 02 апреля 2021

    Высокий профессионал своего дела! Умница! Никогда прежде не встречала столь молодых врачей-неврологов высочайшей компетенции! Правильно поставленные диагнозы и грамотно назначенное эффективное лечение и для моего мужа, и для моей мамы. Вся семья в восторге! Спасибо огромное! Теперь мы только к Вам!

  • 29 марта 2021

    Татьяна Алексеевна очень внимательный и компетентный специалист несмотря на свой молодой возраст. А также приятный и располагающий к себе человек. Доверила ей свою деликатную проблему и нисколько не пожалела об этом. Назначенное ей грамотное лечение эффективно помогло мне.

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить