Логопед-дефектолог и логопед

Речевые нарушения – проблема, чрезвычайно распространенная среди детей дошкольного и школьного возраста. При этом многие из дисфункций речи спровоцированы тяжелыми и множественными отклонениями в развитии. Но независимо от причин появления нарушений и их количества, важна своевременная и корректная помощь ребенку, которую может оказать логопед-дефектолог. Расскажем, что это за специалист, чем он отличается от логопеда, а также какие ситуации требуют обращения к нему.

Кто такой логопед-дефектолог

Дефектология – наука, изучающая психофизиологические особенности обучения и адаптации лиц детского и подросткового возраста, обладающих некоторыми атипичными чертами в развитии. Она сфокусирована на разработке методик коррекции имеющихся нарушений и включает несколько направлений:

  1. Логопедия – отрасль, направленная на работу с пациентами с нарушениями речи, которые необходимо скорректировать.

  2. Олигофренопедагогика – узкий профиль, ориентированный на проработку нарушений интеллектуального характера, например, помощь пациентам с задержкой развития психики или умственной отсталостью.

  3. Тифлопедагогика – направление, подразумевающее обучение малышей со зрительными нарушениями, а также на коррекцию сопутствующих этому отклонений.

  4. Сурдопедагогика – отрасль, сфокусированная на обучении детей со слуховыми нарушениями и компенсации отклонений, имеющих вторичный характер.

В свою очередь, логопед-дефектолог является педагогом, специализирующимся на проведении логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

Профессиональное направление появилось в России сравнительно недавно, хотя в мировой практике начало активно развиваться в середине 19 века. Примечательно, что наиболее весомый вклад в развитие отечественной логопедии внесли сотрудники научной школы Л.С. Выготского. Они занимались разработкой программ для устранения речевых нарушений и активно способствовали формированию этой науки. Отдельно также можно выделить Л.С. Волкову, которая всю жизнь занималась исследованиями этой отрасли и приложила много усилий для дефектологии в узком понимании.

Специализацию логопед-дефектолог получают на факультете психологии и педагогики. Чтобы стать профессионалом, помимо диплома об образовании, педагог должен обладать рядом качеств:

  • уметь использовать в практических случаях полученные знания;

  • стремиться к совершенствованию и заниматься самообразованием для постоянного повышения квалификации;

  • относиться к собственным обязанностям с должной ответственностью;

  • любить детей;

  • обладать стрессоустойчивостью и большим запасом терпения;

  • применять в работе творческий подход.

Получив образование и обладая всеми необходимыми качествами, логопед-дефектолог может вести профессиональную деятельность в коррекционном учреждении, медицинском центре, детском саду или школе. Также он может осуществлять частную практику или оказывать помощь в индивидуальном порядке. В любом случае современный логопед-дефектолог в ходе работы ориентируется на возраст и психические особенности подопечного, а потому имеет доступ к его медицинской карте. Также он активно взаимодействует с педиатрами, психологами, нейропсихологами и врачами других специальностей.

Логопед и логопед-дефектолог – чем отличаются

У большинства людей вызывает вопрос то, чем отличается обычный логопед от дефектолога, поскольку на первый взгляд эти профессии кажутся одинаковыми. В обоих направлениях специалисты не являются докторами. Так же логопед-дефектолог, как и логопед, помогает детям преодолевать различные нарушения для повышения уровня адаптационной способности для жизни в социуме. Оба занимаются:

  • формированием корректного произношения звуков (постановка, автоматизация, дифференциация);

  • расширением словарного запаса с активным применением полученной информации;

  • проработкой просодической стороны речи (единства между мелодикой, длительностью, интенсивностью темпа речи и тембра произношения);

  • компенсацией речевых нарушений в случае общего недоразвития речи.

Ключевое отличие между двумя специалистами – спектр ситуаций, в которых они могут оказывать помощь.

Логопед работает только с лицами с сохраненным интеллектом. В основном к нему обращаются для коррекции звукопроизношения и дикции, обучения правильному построению предложений и с подобными вопросами.

Логопед-дефектолог помогает детям, у которых присутствуют нарушения интеллектуального развития. В ходе работы ему необходимо взаимодействовать с учителем-дефектологом, педиатром, психоневрологом, психологом и рядом других специалистов.

Еще одна отличительная черта заключается в возрастных группах подопечных. Логопед может работать с детьми от 3-4 лет, поскольку в это время можно определить, какие атипичные явления необходимо скорректировать. Логопед-дефектолог может начать занятия с малышом, достигшим полутора лет (иногда работу начинают даже с момента исполнения 1 года).

В каких ситуациях нужна консультация

Получение консультации логопеда-дефектолога и последующая работа с ним рекомендуется в том случае, если у ребенка выявлены отклонения физического или психического развития от принятых норм:

  1. Расстройства аутистического спектра, выраженные в виде нарушений в социальных взаимодействиях, стереотипности поведения, избегания или прямого отказа от установки зрительного контакта и ряда других проявлений.

  2. Задержка психического развития, которая может возникнуть в результате влияния внутриутробной инфекции, при преждевременных родах или по иным причинам.

  3. Детский церебральный паралич – категория расстройств, имеющих двигательный характер и формирующихся в результате травматизации мозговых структур во время перинатального периода.

  4. Умственная отсталость, сопровождаемая нарушениями речи и интеллекта, а также атипичными чертами эмоционально-волевой сферы и моторики.

  5. Минимальная мозговая дисфункция, проявляющаяся комплексом нарушений в психоэмоциональной сфере, спровоцированных недостаточностью функций центральной нервной системы.

Помимо этого показания к посещению логопеда-дефектолога включают проблемы со зрением и нарушения слуха, причем это касается как слабовидящих или слабослышащих детей, так и слепых или глухих малышей. Также консультация и последующая работа со специалистом рекомендована, если у ребенка присутствуют речевые проблемы при сохраненном интеллекте в сочетании с неустойчивыми чертами в эмоционально-волевой сфере и поведенческих моделях.

Трудности, с которыми сталкивается специалист

Профессиональная деятельность логопеда-дефектолога сосредоточена на минимизации или полном нивелировании проблем в виде нарушений вторичного типа у лиц детского и подросткового возраста, которым требуется особенная помощь. Поскольку в основном он взаимодействует с малышами, имеющими умственную отсталость, задержку развития психики или схожие отклонения, его работа может осложняться:

  1. Нежеланием ребенка взаимодействовать с взрослым человеком.

  2. Ограничениями в физических возможностях подопечного, например, трудностями в координировании мышц речевого аппарата в случае отклонений в функционировании моторной системы.

  3. Отсутствием понимания или полным отказом от помощи со стороны родителей особенного малыша. Ситуация, когда взрослые не желают принимать факт необходимости коррекционного лечения, встречается достаточно часто. В таком случае педагогу нужно успокоить родителей, детально разъяснить важность специализированной работы и донести мысль, что раннее оказание помощи повышает шансы на компенсацию отклонений в развитии и последующую нормальную социализацию.

Но наиболее сложный элемент в профессиональной деятельности логопеда-дефектолога заключается в помощи детям с наиболее тяжело протекающими формами нарушений. В таком случае чрезвычайно важен не только правильный подход к ребенку, но и корректное составление плана работы, чтобы достичь максимально возможных результатов.

Чем логопед-дефектолог помогает ребенку и родителям

Независимо от того, в какой организации специалист ведет свою профессиональную деятельность, он осуществляет:

  • работу, направленную на создание и поддержание корректного ритма и скорости речи;

  • тщательную диагностику речевого развития у малышей, обладающих особенностями в психофизическом развитии;

  • помощь детям с нарушениями голоса, сфокусированную на их устранении;

  • профилактику возникновения проблем в звукопроизношении или их коррекцию;

  • работу с нарушениями в чтении и письме.

Спектр обязанностей логопеда-дефектолога одновременно лаконичен и обширен, поскольку в него входят:

  1. Обследование малышей, проводящееся с учетом возрастных и психических особенностей. Для каждого подопечного специалист должен создать и вести логопедическую карту. При необходимости он должен направить ребенка к специалистам узкого профиля (невролог, сурдолог и другие) для получения дополнительной информации.

  2. Непрерывное общение по различным вопросам с родителями каждого подопечного. Логопед-дефектолог не только сообщает им все необходимые сведения о прогрессе работы и общей успеваемости малыша, но и дает им консультации по возникающим вопросам, входящим в пределы его компетенции.

  3. Регулярные индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на проработку и нивелирование речевых проблем.

При этом в процессе диагностики речевого и психического развития логопед-дефектолог должен использовать комплекс из невербальных и вербальных методов. Они разработаны специально для оценки общения ребенка, определения степени его инициативности и ряда других показателей. По результатам обследования он должен подобрать оптимальную программу коррекции и разработать детальный план дальнейшей работы, во время которой будут проводиться специальные упражнения с целью:

  • улучшения навыков речи и письма;

  • повышения способности к обучению и адаптации в социуме.


Автор

логопед

Стаж 41 лет
+7 (495) 032-15-21

Отзывы

  • 01 сентября 2021

    Пришла на прием к врачу с большой проблемой. Встретила милая, приветливая доктор Валентина Ханафиевна. За несколько минут успокоила, морально настроила меня к осмотру. Осмотр прошел практически безболезненно, и на высшем уровне. Побольше бы таких внимательных и грамотных специалистов. Очень благодарна Валентине Ханафиевне за ее назначение и рекомендации по поводу лечения. За неделю практически все прошло. Всем кому надо, рекомендую прекрасного специалиста с большой буквы. Спасибо Валентина Ханафиевна.

  • 31 августа 2021

    31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!

  • 30 августа 2021

    Благодарю за оказанную помощь врача Садртдинова А.Г. ! Провёл хороший осмотр, назначил лечение, которое помогло с первых суток. Грамотный и доброжелательный врач, спасибо ему.

Другие статьи

Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить