Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР (общее недоразвитие речи) – это системное нарушение, при котором уровень речевого развития ребенка отстает от возрастной нормы: у детей нарушено звукопроизношение и различение звуков, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы по количественным и качественным показателям, страдает связная речь. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени.

Общее недоразвитие речи (ОНР).jpgПри нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Уровни ОНР

ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи (так называемые - "безречевые дети") или наличием элементов речи: словарный запас таких детей состоит из звукоподражаний и лепетных слов. Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот. Фразовой речи нет. В речи преобладают слова из 1 – 2 слогов.

ОНР 2 уровня  (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще.употребительные слова. В речи детей с ОНР присутствует фраза из двух, трех слов, но связи между словами грамматически не оформлены. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний ("катался гокам" - катается на горке); ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов ("Коля питяля" - Коля писал); при изменении существительных по числам ("да памидка" - две пирамидки, "дв кафи" - два шкафа); отсутствие согласования прилагательных с существительны.ми, числительных с существительными. Предлоги во фразе ребенок чаще всего пропускает, реже произносит простые предлоги или их лепетные варианты. Речь детей со вторым уровнем речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух – трех и более слогов. Дети c ОНР нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги. Рассказ чаще сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Дети пользуются в основном простыми предложениями, при этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения.

Дошкольники с ОНР неправильно употребляют формы множественного числа существительных, смешивают падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуют существительные с прилагательным, числительные с существительным. Отмечаются ошибки в употреблении сложных предлогов. Словарный запас достаточен в рамках бытовой повседневной ситуации. Отмечаются трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры, например «экскурсовод проводит экскурсию».

Дети с трудом выделяют первый и последний звук в слове, что в дальнейшем будут служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Хотя дети с ОНР пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. При пересказе дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета.

IV уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями недоразвития лексики, грамматики, фонетики и связной речи.

Коррекция общего недоразвития речи

Работу с ОНР ведет логопед на индивидуальных занятиях.

При поступлении ребёнка в детское логопедическое отделение проводится углублённое первичное обследование логопедом.

Автор

логопед

Стаж 26 лет
+7 (495) 032-15-21

Запишитесь на прием онлайн

Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу

Записаться на прием
Запишитесь на прием онлайн

Отзывы

  • 01 сентября 2021

    Пришла на прием к врачу с большой проблемой. Встретила милая, приветливая доктор Валентина Ханафиевна. За несколько минут успокоила, морально настроила меня к осмотру. Осмотр прошел практически безболезненно, и на высшем уровне. Побольше бы таких внимательных и грамотных специалистов. Очень благодарна Валентине Ханафиевне за ее назначение и рекомендации по поводу лечения. За неделю практически все прошло. Всем кому надо, рекомендую прекрасного специалиста с большой буквы. Спасибо Валентина Ханафиевна.

  • 31 августа 2021

    31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!

  • 30 августа 2021

    Благодарю за оказанную помощь врача Садртдинова А.Г. ! Провёл хороший осмотр, назначил лечение, которое помогло с первых суток. Грамотный и доброжелательный врач, спасибо ему.

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить