Дизартрия у детей

Нарушение речи у детей – это всегда беспокойство для родителей и препятствие для нормального развития ребенка. И дизартрия – это одно из таких нарушений. Однако хорошая новость все же есть: при своевременных диагностике и лечении дети могут легко научиться говорить свободно и четко. Главное – не пропустить момент и начать комплексную терапию. В противном случае ребенок в дальнейшем будет испытывать эмоциональный дискомфорт, проблемы с письмом и чтением.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия у детей – это расстройство речи, возникающее в результате нарушения функции мышц, участвующих в произношении звуков: губы, язык, голосовые связки, диафрагма. При этом речь становится неразборчивой, изменяются ее ритм, интонация, темп.

Дизартрия характерна как для детей, так и для взрослых. Состояние относится к органическим поражениям головного мозга, сопровождающимся нарушением работы некоторых отделов центральной и периферической нервной систем. Именно наличием неврологических симптомов эта патология отличается от аналогичной дислалии (нарушение звукопроизношения).

Патогенез

Патогенез дизартрии у детей основан на органических поражениях определенных отделов центральной и периферической нервной систем. Внешне такие изменения в основном проявляются нарушением произношения звуков, слов, предложений.

Эмоциональные речевые операции, такие как смех, крик или плач, осуществляются через ядра периферических нервов, расположенных в стволе подкорковой области головного мозга. Что касается двигательных механизмов речи, то они обусловлены работой подкорковых ядер мозжечка и проводящих путей, ответственных за мышечный тонус и последовательность сокращения мышц. За способность речевого аппарата выполнять свои функции и его частичную иннервацию также отвечают корковые структуры мозга.

Из-за указанных поражений отделов головного мозга и связанного с ними двигательного пути нервной системы полная передача нервных импульсов становится невозможной. Наблюдается снижение чувствительности и мышечной силы (парезы) или даже паралич отделов речевого аппарата. Все это приводит к речевым дефектам, изменению тембра голоса и ритма дыхания во время разговора.

Виды дизартрии

В зависимости от локализации поражения головного мозга у детей выделяют следующие виды патологии:

  1. Корковая. Возникает в результате повреждения тех участков коры головного мозга, которые связаны с функцией артикуляционных мышц. Данный вид отличается от других тем, что при нем сохраняется правильная структура слов, но нарушается произношение слогов. Данную форму окружающие редко замечают. Ее может выявить только логопед.
  2. Бульбарная. Следствие периферического пареза и паралича артикуляционных мышц, вызванных повреждением подъязычного, блуждающего и глоссофарингеального нервов и их ядер. Данный вид сопровождается затрудненным глотанием, замедленной неразборчивой речью.
  3. Псевдобульбарная. Предпосылкой для этого вида расстройства является повреждение двигательных корково-ядерных путей вследствие родовой травмы или энцефалита. Это приводит к развитию центрального паралича мышц, связь которых с ЦНС обеспечивается блуждающим, глоссофарингеальным и подъязычным нервами. Проявление дефекта – однообразие речи. При раннем лечении псевдобульбарной дизартрии удается достичь хороших результатов коррекции, но полное восстановление речи наблюдается редко.
  4. Экстрапирамидная. Может быть вызвана как повреждением подкорковых узлов, так и их нервных соединений. Расстройство характеризуется невнятной, нечеткой речью с носовым оттенком и резко нарушенной просодией (сила и высота произношения звуков), темпом и интонационно-мелодической структурой произношения.
  5. Мозжечковая. Развивается вследствие поражения мозжечка или его проводящих путей. Распознать это расстройство у ребенка можно по разнице в громкости произношения звуков – произношении нараспев. Дополнительно у ребенка отмечают шаткость походки, дискоординацию движений.

По степени тяжести расстройства выделяют 3 формы:

  1. Анартрия – тяжелая форма, при которой речь полностью нарушена, произношение нечленораздельно, речь нередко отсутствует.
  2. Дизартрия средней степени – нарушение звукопроизношения, слова произносятся нечетко, голос тихий.
  3. Стертая дизартрия у детей – форма, при которой наблюдается нарушение произношения шипящих и свистящих звуков.

Причины

Дизартрия у детей – один из видов нарушения речи, при котором проблемы с произношением звуков возникают вследствие заболеваний нервной системы и вызваны недостаточной связью между центральной нервной системой и артикуляционным аппаратом. Частыми причинами такого расстройства выступают:

  • токсикозы у беременной;
  • гипоксия плода (кислородное голодание);
  • резус-конфликт;
  • тяжелая форма желтухи у ребенка после рождения;
  • детские инсульты;
  • преждевременные роды (раньше 35 недели);
  • послеродовые осложнения и травмы;
  • мозговые опухоли;
  • психическая или физическая травма беременной;
  • наличие хронических патологий у женщины и обострение их во время беременности;
  • употребление алкоголя, курение во время беременности.

Нередко дизартрия определяется как один из синдромов, характерных для детского церебрального паралича (ДЦП). Также к ней приводят тяжелые инфекционные заболевания на первом году жизни, такие как гнойный отит, энцефалит, менингоэнцефалит. Не исключены и врожденные, генетически обусловленные, патологии развития головного мозга, которые тоже являются причинами речевых нарушений в детском возрасте.

Симптомы

При легкой степени дизартрии у детей речь нарушена слабо, неврологической симптоматики практически нет. Самая тяжелая степень характеризуется не только речевыми дефектами, но и атаксией, свойственной детям с ДЦП.

Дизартрия у детей характеризуется тесным переплетением вербальных и неврологических симптомов. Чаще клиника дает о себе знать еще в детском возрасте и характеризуется такими особенностями:

  1. Поздние самостоятельные действия: ребенок начинает держать головку к 5–7 месяцам, сидеть и ползать – к 8–12 месяцам, ходить – в 1,5 года и позже. Первые звуки и слова также малыш произносит поздно. Звукопроизношение при этом однообразное, слабое.
  2. Слабость сосательного рефлекса, из-за которой ребенок быстро устает во время кормления и плохо держит грудь. Молоко при сосании вытекает из уголков губ, что свидетельствует о слабости артикуляционного аппарата.
  3. Отсутствие интереса к окружающей среде.
  4. Неадекватная реакция на появление родителей – отсутствие двигательной и эмоциональной активности.

В будущем такие нарушения переходят в более серьезные расстройства:

  • неправильные хватательные движения (чрезмерно слабый или чрезмерно сильный захват предмета);
  • недоразвитие двигательных реакций;
  • нарушение зрительно-пространственного восприятия;
  • постоянное напряжение мимических мышц;
  • несогласованное действие частей речевого аппарата;
  • нехватка словарного запаса;
  • отсутствие мимики.

Расстройства речи также носят специфический характер и включают:

  • неправильное произношение гласных и согласных звуков;
  • опущение звуков в словах;
  • нарушение тембра и ритма речи;
  • «носовое» произношение звуков;
  • писклявый голос;
  • ослабление речи к концу предложения, ее резкое прерывание на середине;
  • отсутствие эмоционального сопровождения при разговоре;
  • нечеткость произношения;
  • нарушение дыхания;
  • слабость артикуляционных мышц во время разговора.

В то же время ребенку очень сложно преодолеть трудности воспроизведения звуков. Чтобы точно определить эффективные меры по коррекции звукопроизношения, необходимо убедиться, что симптоматика связана именно с дизартрией.

Симптомы стертой дизартрии

Это легкая степень тяжести. При данной форме у ребенка отмечают:

  • постоянное открытие рта, вялость мимических мышц;
  • произношение звуков вялое, искаженное;
  • звуки плохо слышны при произношении;
  • навыки самообслуживания отсутствуют;
  • крупная моторика нарушена;
  • речь нечленораздельная, невнятная.

Желательно своевременно проводить диагностику и коррекцию речевых нарушений еще на ранней стадии дизартрии у детей. Данная форма хорошо поддается лечению в дошкольном возрасте.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Патология у маленьких детей проявляется тем, что их не привлекают игрушки. Даже если они находятся под рукой или висят над кроваткой, ребенок не следит за ними. У таких детей отмечаются отклонения в первых осознанных движениях – хватке рук.

Активное щелканье у малышей отсутствует. Нет правильного восприятия формы и размера предмета, в связи с чем разноразмерные предметы ребенок берет одинаково, растопыривая пальцы. Такое поведение свидетельствует о зрительно-пространственной дискоординации.

Нарушается у таких детей и объективная активность. Даже если они берут в руки предмет, их не интересует, что это и для чего предназначено. В возрасте 3–5 лет ребенок не может правильно оценивать предметы и использовать их по назначению.

К общим проявлениям нарушения мелкой моторики у детей относят:

  • недостаточную гибкость рук;
  • слабость мышц;
  • одностороннее нарушение моторики – задействование одной руки в исследовании окружающего мира;
  • непроизвольные судорожные сокращения мышц плеч, лица;
  • дрожание, тремор рук;
  • состояние, в котором при движении языка одновременно двигаются пальцы.

Нарушения в развитии двигательных навыков могут несколько разниться у детей с разными формами дизартрии.

Способы коррекции мелкой моторики

В случае проявления первых признаков нарушения мелкой моторики важно вовремя начать коррекцию. Иначе в школьном возрасте детям будет сложнее адаптироваться и воспринимать окружающий мир. В качестве терапии используют такие методы:

  1. Коллективные и индивидуальные занятия, цель которых – интеллектуальное развитие малыша.
  2. Занятия, направленные на развитие навыков письма, творчества.

Совместно с образовательными упражнениями деткам назначают курсы массажа для тонизирования мышц кистей рук.

Развитие мелкой моторики при дизартрии

Занятия с детками начинаются с легкой логопедической ритмики. К 2–3 годам упражнения усложняются. В комплекс занятий входят:

  1. Сжимание пальцев в кулачок и совершение круговых движений в разные стороны по 5 раз.
  2. Сжимание пальцев в кулачок и разжимание – по 5 раз.
  3. Раскрытие ладони и «растопыривание» пальчиков, круговые движения кисти по 5 раз вправо и влево.
  4. Сгибание и разгибание первых двух фаланг пальцев – по 5 раз.
  5. Сгибание и разгибание каждого пальчика по отдельности, остальные при этом сжаты в кулачок (упражнение постепенно доводят до 15 раз).
  6. Расслабление кисти, энергичные встряхивания – несколько раз.

Хороший результат гимнастики будет, если сочетать ее элементы с домашней работой или играми.

Степени дизартрии

В зависимости от проявления выделяют 4 степени тяжести дизартрии:

  1. Первая степень – редко определяется родителями, нарушение обнаруживают на приеме у логопеда.
  2. Вторая степень – значительные речевые нарушения, заметные окружающим.
  3. Третья степень – речь ребенка понимают только родители, звукопроизношение нарушено.
  4. Четвертая степень – речь характеризуется слабостью, невнятностью или полностью отсутствует.

Последняя степень также включает в себя атонию мимических и артикуляционных мышц.

Формы дизартрии

  1. Спастическая: развивается при двустороннем центральном парезе.
  2. Односторонняя верхнемотонейронная: признак паралича мышц.
  3. Атактическая: является следствием поражения мозжечка и его проводящих путей.
  4. Гипокинетическая: возникает при поражении подкорковых узлов.
  5. Гиперкинетическая: проявление нарушений в подкорковых узлах и нервных связях.
  6. Вялая: развивается при периферическом парезе или параличе артикуляционных мышц.
  7. Смешанная: возникает после травмы ЦНС.

Психолого-педагогическая характеристика

Определить признаки дизартрии можно по поведению ребенка, его мимике, движениям языка, дыханию, звукопроизношению, артикуляции. Нередко нарушается функция всех мимических мышц лица.

У некоторых деток отмечается неправильное произношение отдельных звуков: произношение между зубами, смягчение согласных звуков. Такое происходит из-за постоянного напряжения центральной части языка.

Диагностика

Чтобы поставить правильный диагноз, ребенка необходимо отвести на прием к логопеду, невропатологу и психологу. Инструментальные обследования включают:

  1. Электрофизиологические исследования (электронейромиография, электроэнцефалография, электромиография).
  2. МРТ головного мозга.
  3. Транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед при постановке диагноза проводит тщательное обследование, включающее оценку имеющихся речевых и неречевых нарушений: состояние лицевой и речевой мускулатуры, изучение строения артикуляционного аппарата, характера дыхания, объема артикуляционных движений. При диагностике устной речи специалист обращает внимание:

  • на ритм, темп, просодию, произношение звуков и разборчивость речи;
  • синхронизацию формирования голоса, дыхания и артикуляции;
  • фонематическое восприятие ребенка, уровень развития лексического и грамматического строя речи.

Диагностика письменной речи включает выполнение различных заданий: написание мини-диктанта, копирование отрывков из книг, чтение вслух.

Лечение дизартрии у детей

После постановки диагноза проводят лечебно-педагогическое лечение. Параллельно с медикаментозной терапией и ЛФК назначают комплексную логопедическую коррекцию. В возрасте 2–3 лет рекомендуют проводить логоритмику. К 5 годам к общей терапии присоединяется работа со специалистом-дефектологом.

Комплексный подход к лечению дизартрии предполагает использование различных методов терапии:

  • логопедические упражнения;
  • медикаментозная терапия;
  • дыхательные упражнения;
  • логопедический массаж;
  • психокоррекция;
  • лечебные ванны;
  • ЛФК;
  • упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.

Нередко в дополнение к основному лечению специалисты рекомендуют иппотерапию, песочную терапию, акупунктуру и рефлексотерапию.

Осложнения дизартрии

  1. Нарушение письменной речи в школьном возрасте, снижение успеваемости.
  2. Несовершенная коммуникация из-за невнятной, тихой речи, «проглатывания» звуков, слогов.
  3. Психологический комплекс.
  4. Снижение социальных адаптационных способностей.

Прогноз и профилактика

Дизартрия, протекающая в легкой или стертой форме, легко поддается коррекции. После курса лечения такие дети успешно учатся в школе и не испытывают социальных трудностей. Тяжелые степени сложнее лечить: в таких случаях проводят поддерживающую коррекционную терапию.

Профилактика дизартрии должна проводиться как в период беременности женщины, так и после рождения ребенка. Общие профилактические меры включают прием витаминных комплексов, систематическое обследование на наличие врожденных патологий, предупреждение травм и развитие моторики детей, работа над дикцией, вокалом, умственным развитием.

Воспитание детей с нарушением речи

Детки с дизартрией бывают как чрезмерно активными, так и молчаливыми. Родителям следует это учитывать и создавать благоприятную обстановку дома. Важно дать понять ребенку, что он не хуже других, что у него нет каких-либо нарушений.

С ребенком необходимо работать: развивать моторику, речевые навыки, проводить массаж и поддерживать его в эмоциональном плане.

Вопрос-ответ

Когда необходимо начинать работать с дизартриками?

При обнаружении логопедических нарушений следует сразу же обращаться к специалисту. Легче всего речевые дефекты поддаются коррекции в дошкольном возрасте.

Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?

Желательно обследоваться у невролога и психолога. Специалисты после консультаций назначают логоритмику, упражнения на развитие мелкой моторики, работу со специальными массажерами.

Что должно насторожить родителей?

  1. Быстрая смена положений речевых органов.
  2. Напряжение и посинение языке при попытке удержать его неподвижным.
  3. Гиперсаливация.
  4. Невозможность вытянуть губы или высунуть язык.
  5. Антагонизм в работе мышц языка.
  6. Синхронные движения речевых органов.
  7. Повышенная амплитуда движений языка.
  8. Чрезмерное расслабление или напряжение мышц.
  9. Подергивания мышц лица.
  10. «Носовое» произношение звуков.

Если вы хотите записаться на консультацию в медицинский центр «Чудо Доктор» в Москве, свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте.

Автор

логопед

Стаж 41 лет
+7 (495) 032-15-21

Запишитесь на прием онлайн

Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу

Записаться на прием
Запишитесь на прием онлайн

Отзывы

  • 01 сентября 2021

    Пришла на прием к врачу с большой проблемой. Встретила милая, приветливая доктор Валентина Ханафиевна. За несколько минут успокоила, морально настроила меня к осмотру. Осмотр прошел практически безболезненно, и на высшем уровне. Побольше бы таких внимательных и грамотных специалистов. Очень благодарна Валентине Ханафиевне за ее назначение и рекомендации по поводу лечения. За неделю практически все прошло. Всем кому надо, рекомендую прекрасного специалиста с большой буквы. Спасибо Валентина Ханафиевна.

  • 31 августа 2021

    31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!

  • 30 августа 2021

    Благодарю за оказанную помощь врача Садртдинова А.Г. ! Провёл хороший осмотр, назначил лечение, которое помогло с первых суток. Грамотный и доброжелательный врач, спасибо ему.

Не нашли интересующую вас услугу?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь

Нажимая «Связаться», я подтверждаю, что даю согласие на обработку персональных данных и согласен с  условиями политики конфиденциальности

Лицензии и сертификаты
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Свидетельства
Пол
Документ, подтверждающий личность
Город проживания
Страна проживания:
Адрес места жительства:
Если адрес регистрации не совпадает:
Телефон
Вы работаете или учитесь:
Место работы или учебы:
Должность
Адрес работы или учебы:
Дата последнего посещения работы/учебы:
Поездки за границу:
Страна, которую вы посещали:
Дата прибытия в РФ:
Наличие контакта с больным ОРЗ/ОРВИ:
Дата контакта:
Есть ли у вас симптомы ОРЗ/ОРВИ:
Опишите симптомы:
Делали ли вы вакцину от COVID-19:
Наименование Вакцины:
Дата Вакцинации 1 этап:
Дата Вакцинации 2 этап:
Эл. почта
Отправить