Дизартрия у детей
Нарушение речи у детей – это всегда беспокойство для родителей и препятствие для нормального развития ребенка. И дизартрия – это одно из таких нарушений. Однако хорошая новость все же есть: при своевременных диагностике и лечении дети могут легко научиться говорить свободно и четко. Главное – не пропустить момент и начать комплексную терапию. В противном случае ребенок в дальнейшем будет испытывать эмоциональный дискомфорт, проблемы с письмом и чтением.
Диагноз дизартрия у детей: что это такое
Дизартрия у детей – это расстройство речи, возникающее в результате нарушения функции мышц, участвующих в произношении звуков: губы, язык, голосовые связки, диафрагма. При этом речь становится неразборчивой, изменяются ее ритм, интонация, темп.
Дизартрия характерна как для детей, так и для взрослых. Состояние относится к органическим поражениям головного мозга, сопровождающимся нарушением работы некоторых отделов центральной и периферической нервной систем. Именно наличием неврологических симптомов эта патология отличается от аналогичной дислалии (нарушение звукопроизношения).
Патогенез
Патогенез дизартрии у детей основан на органических поражениях определенных отделов центральной и периферической нервной систем. Внешне такие изменения в основном проявляются нарушением произношения звуков, слов, предложений.
Эмоциональные речевые операции, такие как смех, крик или плач, осуществляются через ядра периферических нервов, расположенных в стволе подкорковой области головного мозга. Что касается двигательных механизмов речи, то они обусловлены работой подкорковых ядер мозжечка и проводящих путей, ответственных за мышечный тонус и последовательность сокращения мышц. За способность речевого аппарата выполнять свои функции и его частичную иннервацию также отвечают корковые структуры мозга.
Из-за указанных поражений отделов головного мозга и связанного с ними двигательного пути нервной системы полная передача нервных импульсов становится невозможной. Наблюдается снижение чувствительности и мышечной силы (парезы) или даже паралич отделов речевого аппарата. Все это приводит к речевым дефектам, изменению тембра голоса и ритма дыхания во время разговора.
Виды дизартрии
В зависимости от локализации поражения головного мозга у детей выделяют следующие виды патологии:
- Корковая. Возникает в результате повреждения тех участков коры головного мозга, которые связаны с функцией артикуляционных мышц. Данный вид отличается от других тем, что при нем сохраняется правильная структура слов, но нарушается произношение слогов. Данную форму окружающие редко замечают. Ее может выявить только логопед.
- Бульбарная. Следствие периферического пареза и паралича артикуляционных мышц, вызванных повреждением подъязычного, блуждающего и глоссофарингеального нервов и их ядер. Данный вид сопровождается затрудненным глотанием, замедленной неразборчивой речью.
- Псевдобульбарная. Предпосылкой для этого вида расстройства является повреждение двигательных корково-ядерных путей вследствие родовой травмы или энцефалита. Это приводит к развитию центрального паралича мышц, связь которых с ЦНС обеспечивается блуждающим, глоссофарингеальным и подъязычным нервами. Проявление дефекта – однообразие речи. При раннем лечении псевдобульбарной дизартрии удается достичь хороших результатов коррекции, но полное восстановление речи наблюдается редко.
- Экстрапирамидная. Может быть вызвана как повреждением подкорковых узлов, так и их нервных соединений. Расстройство характеризуется невнятной, нечеткой речью с носовым оттенком и резко нарушенной просодией (сила и высота произношения звуков), темпом и интонационно-мелодической структурой произношения.
- Мозжечковая. Развивается вследствие поражения мозжечка или его проводящих путей. Распознать это расстройство у ребенка можно по разнице в громкости произношения звуков – произношении нараспев. Дополнительно у ребенка отмечают шаткость походки, дискоординацию движений.
По степени тяжести расстройства выделяют 3 формы:
- Анартрия – тяжелая форма, при которой речь полностью нарушена, произношение нечленораздельно, речь нередко отсутствует.
- Дизартрия средней степени – нарушение звукопроизношения, слова произносятся нечетко, голос тихий.
- Стертая дизартрия у детей – форма, при которой наблюдается нарушение произношения шипящих и свистящих звуков.
Причины
Дизартрия у детей – один из видов нарушения речи, при котором проблемы с произношением звуков возникают вследствие заболеваний нервной системы и вызваны недостаточной связью между центральной нервной системой и артикуляционным аппаратом. Частыми причинами такого расстройства выступают:
- токсикозы у беременной;
- гипоксия плода (кислородное голодание);
- резус-конфликт;
- тяжелая форма желтухи у ребенка после рождения;
- детские инсульты;
- преждевременные роды (раньше 35 недели);
- послеродовые осложнения и травмы;
- мозговые опухоли;
- психическая или физическая травма беременной;
- наличие хронических патологий у женщины и обострение их во время беременности;
- употребление алкоголя, курение во время беременности.
Нередко дизартрия определяется как один из синдромов, характерных для детского церебрального паралича (ДЦП). Также к ней приводят тяжелые инфекционные заболевания на первом году жизни, такие как гнойный отит, энцефалит, менингоэнцефалит. Не исключены и врожденные, генетически обусловленные, патологии развития головного мозга, которые тоже являются причинами речевых нарушений в детском возрасте.
Симптомы
При легкой степени дизартрии у детей речь нарушена слабо, неврологической симптоматики практически нет. Самая тяжелая степень характеризуется не только речевыми дефектами, но и атаксией, свойственной детям с ДЦП.
Дизартрия у детей характеризуется тесным переплетением вербальных и неврологических симптомов. Чаще клиника дает о себе знать еще в детском возрасте и характеризуется такими особенностями:
- Поздние самостоятельные действия: ребенок начинает держать головку к 5–7 месяцам, сидеть и ползать – к 8–12 месяцам, ходить – в 1,5 года и позже. Первые звуки и слова также малыш произносит поздно. Звукопроизношение при этом однообразное, слабое.
- Слабость сосательного рефлекса, из-за которой ребенок быстро устает во время кормления и плохо держит грудь. Молоко при сосании вытекает из уголков губ, что свидетельствует о слабости артикуляционного аппарата.
- Отсутствие интереса к окружающей среде.
- Неадекватная реакция на появление родителей – отсутствие двигательной и эмоциональной активности.
В будущем такие нарушения переходят в более серьезные расстройства:
- неправильные хватательные движения (чрезмерно слабый или чрезмерно сильный захват предмета);
- недоразвитие двигательных реакций;
- нарушение зрительно-пространственного восприятия;
- постоянное напряжение мимических мышц;
- несогласованное действие частей речевого аппарата;
- нехватка словарного запаса;
- отсутствие мимики.
Расстройства речи также носят специфический характер и включают:
- неправильное произношение гласных и согласных звуков;
- опущение звуков в словах;
- нарушение тембра и ритма речи;
- «носовое» произношение звуков;
- писклявый голос;
- ослабление речи к концу предложения, ее резкое прерывание на середине;
- отсутствие эмоционального сопровождения при разговоре;
- нечеткость произношения;
- нарушение дыхания;
- слабость артикуляционных мышц во время разговора.
В то же время ребенку очень сложно преодолеть трудности воспроизведения звуков. Чтобы точно определить эффективные меры по коррекции звукопроизношения, необходимо убедиться, что симптоматика связана именно с дизартрией.
Симптомы стертой дизартрии
Это легкая степень тяжести. При данной форме у ребенка отмечают:
- постоянное открытие рта, вялость мимических мышц;
- произношение звуков вялое, искаженное;
- звуки плохо слышны при произношении;
- навыки самообслуживания отсутствуют;
- крупная моторика нарушена;
- речь нечленораздельная, невнятная.
Желательно своевременно проводить диагностику и коррекцию речевых нарушений еще на ранней стадии дизартрии у детей. Данная форма хорошо поддается лечению в дошкольном возрасте.
Мелкая моторика у детей с дизартрией
Патология у маленьких детей проявляется тем, что их не привлекают игрушки. Даже если они находятся под рукой или висят над кроваткой, ребенок не следит за ними. У таких детей отмечаются отклонения в первых осознанных движениях – хватке рук.
Активное щелканье у малышей отсутствует. Нет правильного восприятия формы и размера предмета, в связи с чем разноразмерные предметы ребенок берет одинаково, растопыривая пальцы. Такое поведение свидетельствует о зрительно-пространственной дискоординации.
Нарушается у таких детей и объективная активность. Даже если они берут в руки предмет, их не интересует, что это и для чего предназначено. В возрасте 3–5 лет ребенок не может правильно оценивать предметы и использовать их по назначению.
К общим проявлениям нарушения мелкой моторики у детей относят:
- недостаточную гибкость рук;
- слабость мышц;
- одностороннее нарушение моторики – задействование одной руки в исследовании окружающего мира;
- непроизвольные судорожные сокращения мышц плеч, лица;
- дрожание, тремор рук;
- состояние, в котором при движении языка одновременно двигаются пальцы.
Нарушения в развитии двигательных навыков могут несколько разниться у детей с разными формами дизартрии.
Способы коррекции мелкой моторики
В случае проявления первых признаков нарушения мелкой моторики важно вовремя начать коррекцию. Иначе в школьном возрасте детям будет сложнее адаптироваться и воспринимать окружающий мир. В качестве терапии используют такие методы:
- Коллективные и индивидуальные занятия, цель которых – интеллектуальное развитие малыша.
- Занятия, направленные на развитие навыков письма, творчества.
Совместно с образовательными упражнениями деткам назначают курсы массажа для тонизирования мышц кистей рук.
Развитие мелкой моторики при дизартрии
Занятия с детками начинаются с легкой логопедической ритмики. К 2–3 годам упражнения усложняются. В комплекс занятий входят:
- Сжимание пальцев в кулачок и совершение круговых движений в разные стороны по 5 раз.
- Сжимание пальцев в кулачок и разжимание – по 5 раз.
- Раскрытие ладони и «растопыривание» пальчиков, круговые движения кисти по 5 раз вправо и влево.
- Сгибание и разгибание первых двух фаланг пальцев – по 5 раз.
- Сгибание и разгибание каждого пальчика по отдельности, остальные при этом сжаты в кулачок (упражнение постепенно доводят до 15 раз).
- Расслабление кисти, энергичные встряхивания – несколько раз.
Хороший результат гимнастики будет, если сочетать ее элементы с домашней работой или играми.
Степени дизартрии
В зависимости от проявления выделяют 4 степени тяжести дизартрии:
- Первая степень – редко определяется родителями, нарушение обнаруживают на приеме у логопеда.
- Вторая степень – значительные речевые нарушения, заметные окружающим.
- Третья степень – речь ребенка понимают только родители, звукопроизношение нарушено.
- Четвертая степень – речь характеризуется слабостью, невнятностью или полностью отсутствует.
Последняя степень также включает в себя атонию мимических и артикуляционных мышц.
Формы дизартрии
- Спастическая: развивается при двустороннем центральном парезе.
- Односторонняя верхнемотонейронная: признак паралича мышц.
- Атактическая: является следствием поражения мозжечка и его проводящих путей.
- Гипокинетическая: возникает при поражении подкорковых узлов.
- Гиперкинетическая: проявление нарушений в подкорковых узлах и нервных связях.
- Вялая: развивается при периферическом парезе или параличе артикуляционных мышц.
- Смешанная: возникает после травмы ЦНС.
Психолого-педагогическая характеристика
Определить признаки дизартрии можно по поведению ребенка, его мимике, движениям языка, дыханию, звукопроизношению, артикуляции. Нередко нарушается функция всех мимических мышц лица.
У некоторых деток отмечается неправильное произношение отдельных звуков: произношение между зубами, смягчение согласных звуков. Такое происходит из-за постоянного напряжения центральной части языка.
Диагностика
Чтобы поставить правильный диагноз, ребенка необходимо отвести на прием к логопеду, невропатологу и психологу. Инструментальные обследования включают:
- Электрофизиологические исследования (электронейромиография, электроэнцефалография, электромиография).
- МРТ головного мозга.
- Транскраниальная магнитная стимуляция.
Логопед при постановке диагноза проводит тщательное обследование, включающее оценку имеющихся речевых и неречевых нарушений: состояние лицевой и речевой мускулатуры, изучение строения артикуляционного аппарата, характера дыхания, объема артикуляционных движений. При диагностике устной речи специалист обращает внимание:
- на ритм, темп, просодию, произношение звуков и разборчивость речи;
- синхронизацию формирования голоса, дыхания и артикуляции;
- фонематическое восприятие ребенка, уровень развития лексического и грамматического строя речи.
Диагностика письменной речи включает выполнение различных заданий: написание мини-диктанта, копирование отрывков из книг, чтение вслух.
Лечение дизартрии у детей
После постановки диагноза проводят лечебно-педагогическое лечение. Параллельно с медикаментозной терапией и ЛФК назначают комплексную логопедическую коррекцию. В возрасте 2–3 лет рекомендуют проводить логоритмику. К 5 годам к общей терапии присоединяется работа со специалистом-дефектологом.
Комплексный подход к лечению дизартрии предполагает использование различных методов терапии:
- логопедические упражнения;
- медикаментозная терапия;
- дыхательные упражнения;
- логопедический массаж;
- психокоррекция;
- лечебные ванны;
- ЛФК;
- упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.
Нередко в дополнение к основному лечению специалисты рекомендуют иппотерапию, песочную терапию, акупунктуру и рефлексотерапию.
Осложнения дизартрии
- Нарушение письменной речи в школьном возрасте, снижение успеваемости.
- Несовершенная коммуникация из-за невнятной, тихой речи, «проглатывания» звуков, слогов.
- Психологический комплекс.
- Снижение социальных адаптационных способностей.
Прогноз и профилактика
Дизартрия, протекающая в легкой или стертой форме, легко поддается коррекции. После курса лечения такие дети успешно учатся в школе и не испытывают социальных трудностей. Тяжелые степени сложнее лечить: в таких случаях проводят поддерживающую коррекционную терапию.
Профилактика дизартрии должна проводиться как в период беременности женщины, так и после рождения ребенка. Общие профилактические меры включают прием витаминных комплексов, систематическое обследование на наличие врожденных патологий, предупреждение травм и развитие моторики детей, работа над дикцией, вокалом, умственным развитием.
Воспитание детей с нарушением речи
Детки с дизартрией бывают как чрезмерно активными, так и молчаливыми. Родителям следует это учитывать и создавать благоприятную обстановку дома. Важно дать понять ребенку, что он не хуже других, что у него нет каких-либо нарушений.
С ребенком необходимо работать: развивать моторику, речевые навыки, проводить массаж и поддерживать его в эмоциональном плане.
Вопрос-ответ
Когда необходимо начинать работать с дизартриками?
При обнаружении логопедических нарушений следует сразу же обращаться к специалисту. Легче всего речевые дефекты поддаются коррекции в дошкольном возрасте.
Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?
Желательно обследоваться у невролога и психолога. Специалисты после консультаций назначают логоритмику, упражнения на развитие мелкой моторики, работу со специальными массажерами.
Что должно насторожить родителей?
- Быстрая смена положений речевых органов.
- Напряжение и посинение языке при попытке удержать его неподвижным.
- Гиперсаливация.
- Невозможность вытянуть губы или высунуть язык.
- Антагонизм в работе мышц языка.
- Синхронные движения речевых органов.
- Повышенная амплитуда движений языка.
- Чрезмерное расслабление или напряжение мышц.
- Подергивания мышц лица.
- «Носовое» произношение звуков.
Если вы хотите записаться на консультацию в медицинский центр «Чудо Доктор» в Москве, свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте.
Запишитесь на прием онлайн
Без очередей и длительного ожидания, в удобное для вас время к любому врачу
Записаться на приемОтзывы
-
Пришла на прием к врачу с большой проблемой. Встретила милая, приветливая доктор Валентина Ханафиевна. За несколько минут успокоила, морально настроила меня к осмотру. Осмотр прошел практически безболезненно, и на высшем уровне. Побольше бы таких внимательных и грамотных специалистов. Очень благодарна Валентине Ханафиевне за ее назначение и рекомендации по поводу лечения. За неделю практически все прошло. Всем кому надо, рекомендую прекрасного специалиста с большой буквы. Спасибо Валентина Ханафиевна.
-
31 августа была на приеме у Татьяны Алексеевны,такого внимательного и сердечного доктора ,я уже в наше время и надеялась увидеть.Несмотря на возраст очень компетентый доктор,у меня болезнь паркинсона,с 2015г,она несмотря на то ,что видит меня впервые ,поставила правильно диагноз и назначила препараты,которые должны помочь в моей ситуации,у меня на фоне приема препаратов пошла большая отечность ног,что спровоцировало тропическую язву на одной ноге.После посещения такого доктора даже болячки как то затихают.Спасибо огромное и побольше бы таких врачей!!!
-
Благодарю за оказанную помощь врача Садртдинова А.Г. ! Провёл хороший осмотр, назначил лечение, которое помогло с первых суток. Грамотный и доброжелательный врач, спасибо ему.
-
Не нашли интересующую вас услугу?
Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами и постараемся помочь
- Лицензии
- Сертификаты
- Свидетельства
Скоро мы с вами свяжемся